Item List

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект &nbsp;входит в состав общей архитектурно-градостроительной концепции развития &nbsp;Саровско-Дивеевского паломнического кластера Нижегородской области, разработанной Московским Архитектурным Институтом. Главной идеей &nbsp;проекта является объединение г. Арзамаса святынь с.Дивеева и г.Арзамаса в &nbsp;единый кластер, обслуживающий паломников и туристов, приезжающих со &nbsp;всей России к православным святыням. &nbsp; В проекте решаются задачи по &nbsp;реконструкции и обновлению транспортной и туристической инфраструктур территории, реконструкции населенных пунктов, реставрации существующих и &nbsp;строительству новых культовых сооружений и архитектурных объектов &nbsp;культуры, преобразования ландшафтной среды, а также восстановления &nbsp;утраченных памятников архитектуры и т.д. &nbsp; Проект создается на основе &nbsp;самых высоких и современных технологическом и цифровом уровнях. При этом &nbsp;современные технологии лягут не только в основу профессиональной &nbsp;деятельности, но и в основу популяризации проекта в интернет- и медиа-пространствах. &nbsp; Создание паломнического кластера &nbsp;«Арзамас-Дивеево-Саров» станет новым духовным и культурным символом развития России, обеспечит качественно новый уровень паломничества к &nbsp;известнейшим православным святыням и станет стимулом к развитию и преобразованию всего региона. Вовлечение общественности, молодежи, а &nbsp;также использование современных технологий при проектировании и &nbsp;популяризации кластера создадут возможность ему войти в национальный &nbsp;проект «Культура», включающий в себя несколько федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». &nbsp; &nbsp;В свою &nbsp;очередь, МАРХИ, как единственный архитектурный институт в России, &nbsp;традиции которого насчитывают уже несколько столетий, обеспечит выполнение проекта на высших профессиональном и духовном уровнях.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В&nbsp;этом &nbsp;разделе продемонстрирован проект благоустройства Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Согласно завещанию Серафима Саровского были созданы &nbsp;проекты Святых и Саровских врат, обитель получила зримую монастырскую &nbsp;ограду, а главное, выход к воде - реке Вичкинзе. &nbsp; &nbsp;Святые и Саровские &nbsp;врата выполнены в едином русском стиле конца XIX века. Святые врата имеют надвратную церковь, увенчанную шатровой колокольней, несущей &nbsp;царь-колокол. На первом этаже располагаются сувенирная и церковная &nbsp;лавка. &nbsp; Святые врата расположены на оси с Казанским собором, &nbsp;пересечением этой оси с осью, образованной колокольней и Троицким &nbsp;собором найдена точка расположения Памятника Серафима Саровского, &nbsp;благославляющего всех входящих в монастырь через Святые&nbsp;Врата. &nbsp;Памятник находится на круглой площади, геометрию и центричность которой подчеркивают симметричные корпуса, ризалиты которых очерчивают панораму &nbsp;всего монастыря. &nbsp; &nbsp;В западной части монастыря предлагается устроить дополнительные килейные корпуса, а также сестренские мастерские, эта &nbsp;часть обители будет закрыта для посетителей всегда. У реки Вичкензы распложен паломнический центр, на территории которого находятся трапезные и благоустроены парк и набережная, планировка центра устроена &nbsp;так, что ночью попасть из паломнических гостиниц в монастырь нельзя. В восточной части территорий монастыря предлагается благоустроить парковую зону. Проект реконструкции обители предполагает также благоустройство территорий святых источников и паломнического лагеря.</p>

Благоустройство Серафимо-Дивеевского монастыря села Дивеево

Саровско-Дивеевский паломнический кластер

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект &nbsp;входит в состав общей архитектурно-градостроительной концепции развития &nbsp;Саровско-Дивеевского паломнического кластера Нижегородской области, разработанной Московским Архитектурным Институтом. Главной идеей &nbsp;проекта является объединение г. Арзамаса святынь с.Дивеева и г.Арзамаса в &nbsp;единый кластер, обслуживающий паломников и туристов, приезжающих со &nbsp;всей России к православным святыням. &nbsp; В проекте решаются задачи по &nbsp;реконструкции и обновлению транспортной и туристической инфраструктур территории, реконструкции населенных пунктов, реставрации существующих и &nbsp;строительству новых культовых сооружений и архитектурных объектов &nbsp;культуры, преобразования ландшафтной среды, а также восстановления &nbsp;утраченных памятников архитектуры и т.д. &nbsp; Проект создается на основе &nbsp;самых высоких и современных технологическом и цифровом уровнях. При этом &nbsp;современные технологии лягут не только в основу профессиональной &nbsp;деятельности, но и в основу популяризации проекта в интернет- и медиа-пространствах. &nbsp; Создание паломнического кластера &nbsp;«Арзамас-Дивеево-Саров» станет новым духовным и культурным символом развития России, обеспечит качественно новый уровень паломничества к &nbsp;известнейшим православным святыням и станет стимулом к развитию и преобразованию всего региона. Вовлечение общественности, молодежи, а &nbsp;также использование современных технологий при проектировании и &nbsp;популяризации кластера создадут возможность ему войти в национальный &nbsp;проект «Культура», включающий в себя несколько федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». &nbsp; &nbsp;В свою &nbsp;очередь, МАРХИ, как единственный архитектурный институт в России, &nbsp;традиции которого насчитывают уже несколько столетий, обеспечит выполнение проекта на высших профессиональном и духовном уровнях.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Концепция &nbsp;проекта развития Сровско-Дивеевского паломнического кластера предполагает благоустройство территорий СвятоУспенского мужского &nbsp;Саровского монастыря, а также территории поймы реки Сатис, и стрелки рек &nbsp;Саровка и Сатис. &nbsp; В пойме реки Сатис предлагается устроить парк с &nbsp;развитой прогулочной зоной, сочетающей криволинейные камерные прогулочные маршруты и прямые перспективы подсвеченных аллей, обращенных &nbsp;на композиционные вертикали ансамбля Свято-Успенского монастыря. Также предложены проекты парковых павильонов-рестораном и элементов &nbsp;благоустройства. &nbsp; &nbsp;Стрелка рек Сатис и Саровка оформляется тождественным образом, однако в меньшем масштабе. Аллея, перспективу &nbsp;которой венчает часовня Серафима Саровского оформлена памятникам святым &nbsp;города Сарова.</p>

Благоустройство территорий
города Сарова

Саровско-Дивеевский паломнический кластер

<p class="font_8" style="text-align: justify">Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1692 году, разрушена в 1929. Здание церкви играет ключевую роль в ансамбле Соборной площади и площади у ее Северо-Восточного угла (в проекте – Купеческая площадь), являясь одновременно связующим композиционным узлом, разделяет пространства площадей и формирует их замкнутую геометрию. Также церковь была доминантой ул. Карла Маркса и ул. Володарского (современные названия).</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Столь важная композиционная роль в градостроительной структуре города (оформление двух центральных площадей города и перспектив двух исторических улиц) диктует необходимость восстановления данного храма. Предлагается восстановить церковь, ориентируясь на ее состояние в начале XIX века, когда ее силуэт был более выразителен, т.к. еще не существовало надстроек над трапезной частью и прочих пристроев.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Также предполагается незначительно изменить положение церкви, для более выразительного оформления геометрии площадей.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Существующие исторические фотографии и археологические изыскания дадут необходимый пласт информации, которая позволит восстановить церковь в достоверном виде.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Экстерьер возможно восстановить в полном соответствии выбранному историческому этапу существования церкви, в то время как архитектурное решение интерьера может соответствовать эстетическому и функциональному видению архитекторов и духовенства.</p>

Введенская церковь

г. Арзамас

<p class="font_7" style="text-align: center">История</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Согласно истории Выксунского Иверского женского монастыря выпущенной типографией Троице-Сергиевой Лавры в 1900г., монастырь, основанный 23 октября 1863г., к нач. ХХ в. предстоял перед путником следующим образом: «На пространстве целых 9 кв. десятин раскинулись величественные здания и постройки юного монастыря, обнесенные высокой оградой, с высокими четырьмя башнями по углам ее. Посреди южной стены ограды, обращенной к с. Выксе, высится 4-х ярусная большая колокольня.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Под нею устроены прекрасные св. ворота, ведущие в обитель. Ворота украшены священными изображениями.» Отмечают также, что при входе в обитель на себя обращают внимание два «каменные изящной архитектуры храма: Иверский собор и больничная Успенская церковь. Недалеко от Иверского храма в настоящее время воздвигается величественный, огромных размеров Троицкий собор… Далее беглый взор посетителя останавливается на жилых зданиях монастыря. Из них 5 двухэтажных каменных больших корпусов отличаются особой красотой наружной отделки, затем идут 4 полукаменных двухэтажных корпуса также весьма значительной величины и около 20 небольших деревянных. Перед монастырскими храмами раскинуты красивые цветники и обширные плодовые сады. Возле каждого небольшого домика, не говоря уже о больших корпусах, также имеются палисадники, обнесенные частью деревянными, частью красивыми железными решетками, выкрашенными голубой краской.»</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Иверский пятиглавый восьмистолпный (четырехсполпный по разным источникам) соборный храм построен в 1877г. и освящен в том же году 12 июня в честь Иверской иконы Божией Матери. Он является первым храмом обители. Средства на возведение храма были получены от В. Т. Рыбакова, Г. Ф. Шустрова, Г. Богородска, И. С. Кулаева и Г. Д. Куприянова. Возведение велось под надзором губернского арх. И.Ф. Каратаева (Куратаева), за основу был взят проект церкви (1871г.) в с. Паловичи, Сквирского уезда Киевской губернии. Иверский храм выполнен в русско-византийском стиле, со следующими отличиями: большой склеп под храмом (позднее «Пещерная церковь»), наличие трапезной части, также изменены тамбуры и увеличена высота храма.&nbsp;</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Образ храма предоставляет собой продолговатый крест, его размеры составляют «…в вышину от основания 16 саж., в длину 18 саж., в ширину от 9 до 12 сажень» . Ориентация храма по сторонам света была традиционной, входы в храм располагались с трех сторон - западной, южной и северной. Каменные паперти у каждого входа венчались главами «с вызолоченными через огонь на них крестами» . Входы вели также в пределы: правый - во имя святителя Василия Великого и прп. Ксении, левый – во имя святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. Стены храма насчитывали 42 окна, средний барабан 8 окон. Согласно описанию, диаметр среднего купола был 3 саж., другие же купола скрывали крещатые своды.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В северо-западной части располагалась чугунная фигурная лестница, ведущая на деревянные хоры. «На пространстве всей западной стены храма, на высоте 10 аршин от пола, устроены на арках и сводах хоры, огражденные железной решеткой, средина которых значительно вдается против боковых сторон» . В западной половине хор за каменной стеной, разделяющей хоры на две половины, размещалась монастырская ризница с библиотекой. В ней хранились священные облачения, богослужебные книги и прочая церковная утварь. В 1882г. интерьер храма был расписан Палеховскими мастерами Сафонова.&nbsp;</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Во второй половине 1894г. храм преобразился: весь каменный пол был заменен на мозаичный из метлахских плит, существенно расширена солея и ограждена медными позолоченными решетками. Согласно описанию монастыря алтарь Иверского храма имеет трехчастное строение. «Три св. алтаря расположены рядом по прямой линии. Средний из них значительно выдается сравнительно с боковыми к востоку и отделен от того и другого небольшими стенами.» Облачение главного престола было выполнено из бронзы, позолочено и украшено эмалью различных цветов, с рельефными матовыми изображениями по сторонам, защищенными стеклянным футляром (жертва купца Ф. А. Овчинникова). Резной деревянный позолоченный на полименте иконостас был выполнен в византийском стиле. Его ширина составляла 10 саж., высота средней части 7 саж., боковых частей 5 саж. Иконостас заключал в себе 93 иконы и увенчивался тремя крестами с распятием. Нижний ряд иконостаса ограждали позолоченные медные решетки. Средняя часть иконостаса состояла из шести ярусов, боковые части из четырех. Резные деревянные позолоченный на полименте киоты также были выполнены в византийском стиле. Все иконы храма были написаны мастерами Палеховской школы Сафонова. «Иконопись во всем храме на чеканном золотом фоне фряжского стиля.» Все иконы киотов и нижнего яруса украшали сребропозлащенные венцы над ликами святых (жертва купца П.Ф. Микляева).</p>
<p class="font_7"><br></p>
<p class="font_7" style="text-align: center">Эскизный проект</p>
<p class="font_8" style="text-align: center"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект создан Центром классической и традиционной архитектуры Московского Архитектурного Института и является эскизом проекта воссоздания утраченного Иверского храма Выксунского женского Иверского Монастыря. Проект является частью концепции архитектурно- градостроительного развития обители.&nbsp;</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В рамках проекта создана трехмерная модель утраченного храма, воссозданы основные чертежи сечений здания, определены варианты колористического решения и создан трехмерный полимерный макет храма. Концепция архитектурно градостроительного развития предполагает создание проекта развития всей обители, реконструкции и реставрации существующих зданий, воссоздание утраченных сооружений, комплексное благоустройство всей территории и концепцию проекта реконструкции инженерных сетей. Также проектом определяются предельные показатели стоимости строительных работ, предполагаемые источники финансирования и эскиз проектов развития основных территорий города, формирующих паломническо-туристический каркас г. Выксы.</p>

Иверский храм выксунского женского Иверского монастыря

г. Выкса, Нижегородская область

<p class="font_8" style="text-align: justify">Кольский &nbsp;острог застраивался со второй половины&nbsp;XVI&nbsp;века, когда политикой Ивана &nbsp;Грозного принимать меры к расширению и упорядочению торговли на Севере. &nbsp;Город кола служил, как торговый порт с северной Европой, а также, &nbsp;защищал территории России от нападений с севера.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Вскоре &nbsp;была построена крепость с четырехэтажными боевыми башнями, окруженная &nbsp;рвом. В конце&nbsp;XVII&nbsp;века был построен Воскресенский Кольский собор &nbsp;(представленный на визуализациях) – шедевр русского деревянного &nbsp;зодчества, сопоставимый по своей выразительности и необычной композицией &nbsp;с собором в Кижах.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В середине&nbsp;XIX&nbsp;века в Крымскую войну деревянная крепость и собор были сожжены английским флотом.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">До &nbsp;сих пор место утраченных собора и крепости находится не застроенным и &nbsp;хранит в себе память и потенциал к возрождению Кольской Святыни.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Нами &nbsp;предлагается проект воссоздания крепости и, главное, собора, т.к. их &nbsp;необычная, выразительная архитектура будет и сегодня говорить о гении &nbsp;русского искусства, а функция музея-заповедника смогут поднять экономику &nbsp;региона с помощью привлечения туризма, помимо этого, приходская функции &nbsp;собора и причтовых домов смогут аккумулировать общинную жизнь &nbsp;населения. Таким образом, восстановление крепости будет иметь &nbsp;культурный, духовный и экономический положительный эффект. А Россия &nbsp;получит еще один возрожденный шедевр, прославляющий ее великую историю и &nbsp;культуру.</p>

Кольская крепость

г. Кола

<p class="font_8">Информация обновляется</p>

Костромской кремль

Концепция проекта восстановления и благоустройства

<p class="font_8" style="text-align: justify">Город Тутаев (до революции – Романов-Борисоглебск) основан в XIV веке по обе стороны реки Волги.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;конце XIV века были созданы оборонительные валы и деревянная крепость, &nbsp;на территории крепости возвели Крестовоздвиженский собор.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Точная &nbsp;дата утраты ансамбля крепости и собора – неизвестна, предположительно &nbsp;крепость сгорела во время пожара, охватившего весь города, примерно в &nbsp;начале XVII века.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Уже в 1660-х годах на месте утраченного деревянного храма возводят каменный, сохранившийся до наших дней.</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Мы &nbsp;предлагаем воссоздать утраченную крепость вокруг белокаменного собора &nbsp;на месте сохранившихся валов-укреплений. Крепость с собором будут&nbsp;образовывать гармоничный архитектурный ансамбль, выразительно оформляя пейзаж реки Волги, возродится градостроительная пространственная&nbsp;композиция города, улицы приобретут завершения перспектив в виде&nbsp;крепостных башен, городские панорамы станут более живописными с более &nbsp;сложной линией силуэта.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Функционально &nbsp;в крепости возможно устройство музеев, кафе, сувенирных лавок, инфраструктуры для прихода Крестовоздвиженского собора (дома причта, &nbsp;воскресные школы, детские мастерские и т.д.).</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Подобные &nbsp;проекты могут быть полезными для патриотического воспитания детей, &nbsp;которым будет демонстрироваться восполненное эстетическое наследие &nbsp;практически утраченных исторических городов, возрожденные ансамбли будут&nbsp;демонстрировать молодежи тот высокий уровень городского развития, &nbsp;который имела наша страна в древние времена.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;то же время город получит возможность экономического и культурного &nbsp;развития за счет образовавшейся инфраструктуры и возрожденного наследия.</p>

Крепость в городе Тутаеве
(Романов-Борисоглебск)

_

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект &nbsp;крестильного храма для Троице-Одигитриевского женского ставропигиального монастыря предусматривает строительство небольшого &nbsp;храма у северной части Троицкого собора.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В ансамбле монастыря храм располагается таким образом, что придает &nbsp;гармоничное разнообразие регулярному силуэту обители и виден со всех &nbsp;знаковых видовых точек монастыря.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8">Образ &nbsp;храма соответствует стилю церковного зодчества предреволюционной &nbsp;России, вдохновленного псково-новгородскими мотивами и сочетает в себе &nbsp;черты московского декора. Проект &nbsp;крестильного храма для Троице-Одигитриевского женского ставропигиального монастыря предусматривает строительство небольшого &nbsp;храма у северной части Троицкого собора.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">С &nbsp;точки зрения ансамблевости храм расположен таким образом, что&nbsp;выразительно виден со всех ключевых видовых точек обители: входная &nbsp;группа, площадка внутри монастыря перед надвратной колокольней, с &nbsp;крыльца Патриаршего дома, находящегося на оси входной группы и главного собора. Точная позиция храма выбрана путем пересечения всех угловых &nbsp;величин оптического восприятия зрителя всего ансамбля, включая проектируемый крестильный храм, причтовые дома, колокольню и собор.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Силуэт &nbsp;и высота собора определены целью придать больше живописности всему &nbsp;ансамблю, дополнив его не новой доминантой, оставив главенствующими колокольню и здание собора, а нюансом, деликатно усложняющим общую&nbsp;градостроительную композицию.</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Благоустройство у храма спроектировано таким образом, чтобы связать входы в церковь с&nbsp;основными направлениями пешеходных маршрутов обители и образовать &nbsp;камерную паперть у западного входа, геометрия площади подчеркнута &nbsp;хвойными вертикальными насаждениями.</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Образ &nbsp;храма соответствует стилю церковного зодчества предреволюционной России, вдохновленного псково-новгородскими мотивами и сочетает в себе &nbsp;черты московского декора, придающего храму более герметичный характер, &nbsp;нежели у святынь псково-новгородских земель. Деликатное сочетание &nbsp;кирпичной кладки с белой обмазкой и декора, выполненного в песчанике &nbsp;светло-бежевого цвета подчеркнуто контрастом с темной медной чернёной &nbsp;кровлей, а структура лемеха подчеркивает линии главы храма.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Объемно-пространственная композиция сконцентрирована на центральном пространстве храма, оформляющим купель и вход в алтарь, в экстерьере это проявлено центричной композицией декора вокруг светового барабана, а в интерьере &nbsp;геометрией подпружных арок с большим пролетом, парусами и выразительным &nbsp;световым пространством, сформированным широким световым барабаном и хоросом, декор которого подчеркивает основные композиционные &nbsp;направляющие интерьера.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Интерьер &nbsp;собора также, как и экстерьер оформлен декором из известняка, а &nbsp;аскетичность, вызванная отсутствием фресок, подчеркивает золотое &nbsp;убранство собора. В геометрию убранства храма введен тот же известняк, &nbsp;что и в архитектуре церкви, из которого выполнены «Новгородские кресты», монограммы Иисуса Христа и т.д.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Композиция&nbsp;иконостаса вдохновлена трудами известнейших предреволюционных архитекторов, таких, как А.В. Щусев и В.А. Косяков. Активной каменной &nbsp;резьбой иконостас становится доминантой во всем интерьере, обращая &nbsp;внимание на главное место в храме – алтарь. При этом, центричная композиция всего пространства храма также фокусирует внимание на купели, &nbsp;помещенной в центр храма, так выявлены две основные духовные доминанты &nbsp;сакрального пространства.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Общая &nbsp;эмоциональная идея состоит в том, чтобы создать камерный, &nbsp;сентиментальный образ крестильного храма с пропорциями, ассоциирующимися &nbsp;с детством и непорочностью, простотой и возвышенностью, попадая внутрь,&nbsp;верующий сталкивается с выразительностью, проявленной в убранстве, &nbsp;иконостасе и декоре, символизирующую богатство мира, в который входит новый православный христианин.</p>

Крестильный храм
в Зосимовой пустыни

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь, Московская обл.

<p class="font_8" style="text-align: justify">Здание Малого Николаевского дворца, первоначально носившее название Архиерейского дома, а затем Митрополичьх покоев, построено в 1775-1776 годах по проекту Казакова М.Ф. на месте прежних Архиерейских покоев, разрушенных 15 сентября 1771 года во время чумного бунта. Новое здание Архиерейского дома построено по заказу архиерея Платона, в 1775 году назначенного указом Екатерины II архиепископом Московским, а в 1787 году возведенного в сан митрополита.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Здание спроектировано архитектором Казаковым М.Ф. «глаголем» с частичным использованием старых фундаментов на участке, примыкающем к Чудову и Вознесенскому монастырям. Оно оформляет угол Чудова монастыря между Ивановской площадью и Спасской улицей, дополняя своими фасадами Ивановскую площадь, и обогащает панораму Кремля со стороны реки Москвы, открывшуюся после сноса древних подворий, находившихся южнее территории Чудова и Вознесенского монастырей.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Архитектура двухэтажного Архиерейского дома была выполнена в стиле раннего классицизма, по словам современников «в новейшем вкусе». Центральная угловая часть здания оформлена полуротондой с колонным портиком тосканского ордера и бельведером с вензелем митрополита Платона на невысоком аттике. Неглубокие ризалиты на боковых фасадах отмечены портиками из четырех пилястр того же тосканского ордера. Оба фасада разделены лопатками, между которыми находились окна, оформленные наличниками в стиле классицизма и барельефами между окон двух ярусов.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В нижнем, меньшем по высоте, этаже располагались хозяйственные помещения, а залы второго этажа образовывали классическую для того времени анфиладу. В юго-восточном торце здания располагалась домовая церковь Петра и Павла, освященная в 1787 году после принятия Платоном сана митрополита. В храме находился деревянный иконостас, выполненный по проекту Казакова М.Ф. для церкви временного Пречистенского дворца Екатерины II и перевезенный в Митрополичьи покои после разборки дворца императрицы.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В 1812 году митрополит Платон скончался, и потому с 1814 года здание пустовало. В 1817 году по указу императора Александра I здание, с 1785 года носившего название Митрополичьего дворца, перешло в Дворцовое управление и стало называться Николаевским дворцом, став резиденцией в Кремле великого князя Николая Павловича. В нем 17 апреля 1818 года родился будущий император Александр II, а 8 сентября 1826 года состоялась историческая встреча его отца, императора Николая I с Пушкиным А.С. после восстания декабристов.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В 1824 году здание надстраивается третьим деревянным этажом, обложенным кирпичом. В середине XIX века здание Малого (после строительства «Нового Большого» Кремлевского дворца по проекту Тона К.А. в 1838-1849 годах) Николаевского дворца обретает новый облик. В 1851 году по проекту Тона возводится двухэтажная каменная пристройка с башней в неорусском стиле, в которой располагался лифт. В 1874-1878 годах проходит «капитальная реставрация» по проекту Шохина Н.А.: произведено укрепление конструкций, перестроен в камне третий этаж с обработкой в стиле «казаковского» классицизма, под здание подведены новые фундаменты, создан подвальный этаж и многое другое.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В таком виде Малый Николаевский дворец, пережив в 1917 году артиллерийский обстрел Кремля большевиками, просуществовал до 1929 года, когда был снесен для постройки на его месте Военной школы им. ВЦИК по проекту Рерберга И.И.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В 2016 году при проведении работ по демонтажу 14-го корпуса Кремля на небольшой глубине были обнаружены фундаменты Малого Николаевского дворца в хорошей сохранности, что дает основание для проведения работ по реконструкции здания, так как Малый Николаевский дворец, построенный по проекту великого русского зодчего Казакова М.Ф., являлся ключевым зданием в архитектурной композиции Ивановской площади и панораме ансамбля Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля.</p>

Малый Николаевский Дворец Московского Кремля

Московский Кремль

<p class="font_8" style="text-align: justify">Центр классической и традиционной архитектуры МАРХИ разрабатывает научно-исследовательские работы в рамках&nbsp;</p>
<p class="font_8"><br></p>
<ol class="font_8">
  <li style="text-align: justify"><p class="font_8" style="text-align: justify">Внедрение современных цифровых технологий в процесс градостроительного и архитектурного проектирования;</p></li>
  <li style="text-align: justify"><p class="font_8" style="text-align: justify">Оптимизация разработки проектно-сметной документации в области архитектурного и градостроительного проектирования;</p></li>
  <li style="text-align: justify"><p class="font_8" style="text-align: justify">Изучение традиционных методов проектирования и строительства;</p></li>
  <li style="text-align: justify"><p class="font_8" style="text-align: justify">Адаптация традиционных методов проектирования к современной практике;</p></li>
  <li style="text-align: justify"><p class="font_8" style="text-align: justify">История архитектуры и градостроительства;</p></li>
  <li style="text-align: justify"><p class="font_8" style="text-align: justify">Теория архитектуры и градостроительства;</p></li>
</ol>

Научно-исследовательские работы (НИР)

<p class="font_8" style="text-align: justify">Памятник &nbsp;Императору Александру II в Московском Кремле представляет собой &nbsp;мемориальный комплекс, состоящий из статуи императору, центральной &nbsp;шатровой сени над ней, аркатурной колоннадой вокруг, с двумя боковыми &nbsp;шатровыми сенями. Вся композиция располагалась на бровке ивановской площади напротив Малого Николаевского дворца.&nbsp;<br>
</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Центральная &nbsp;Сень была облицована финляндским гранитом и выполнена в композитном &nbsp;ордере. Кровля, увенчанная двуглавым орлом была покрыта бронзовыми &nbsp;листами, залитыми тёмно-зелёной эмалью. В куполе центральной сени была помещена летопись жизни императора.&nbsp;<br>
На пьедестале статуи была надпись: «Императору Александру II любовию народа».&nbsp;<br>
Центральная сень с трех сторон окружала арочная галерея с колоннами &nbsp;дорического ордера, в сводах которой поместили 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Николая I.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Авторами &nbsp;памятного комплекса стали известнейшие мастера своего времени. Скульптор – А.М. Опекушин, архитектор – Н.В. Султанов, автор иди &nbsp;композиции – художник П.В. Жуковский.&nbsp;<br>
Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал Император Николай II.&nbsp;<br>
В 1918 году статую императора убрали, а в 1928 году весь памятник императору Александру II был уничтожен полностью.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Сложная &nbsp;композиция памятника была обусловлена ситуацией, сама статуя повернута в &nbsp;сторону Соборной площади Московского Кремля, дабы не поворачивать &nbsp;памятник спиной к набережной, т.е. к городу, его архитектурную часть ориентировали в сторону Москвы реки.&nbsp;<br>
Центральная Сень была облицована финляндским гранитом и выполнена в &nbsp;композитном ордере. Кровля, увенчанная двуглавым орлом, была покрыта &nbsp;бронзовыми листами, залитыми тёмно-зелёной эмалью. В куполе центральной &nbsp;сени была помещена летопись жизни императора.&nbsp;<br>
На пьедестале статуи была надпись: «Императору Александру II любовию народа».&nbsp;<br>
Центральная сень с трех сторон окружала арочная галерея с колоннами &nbsp;дорического ордера, в сводах которой поместили 33 мозаичных портрета &nbsp;русских правителей, от Владимира до</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Николая I.&nbsp;</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br>
Вся композиция из статуи трех сеней и &nbsp;галереи находилась на цоколе-бастионе, выдвинутом за бровку Ивановской &nbsp;площади для придания пространственной композиции большей &nbsp;выразительности. Цокольная часть памятника имела внутренние помещения.&nbsp;<br>
Силуэт памятника дополняет панораму башен Московского Кремля, вторя &nbsp;ритму их расположения, архитектурной композиции и пропорциям.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Также &nbsp;архитектура памятника сочетает в себе большое количество элементов &nbsp;разных построек Кремля, как бы демонстрируя собой архитектурное &nbsp;богатства всего ансамбля. Так в цокольной части памятника присутствуют кронштейны, тяги и ширинки башен Московского Кремля, ордер боковых сеней &nbsp;вторит архитектурному ордеру Архангельского собора и т.д.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Авторами &nbsp;памятного комплекса стали известнейшие мастера своего времени. &nbsp;Скульптор – А.М. Опекушин, автор таких произведений, как памятник А.С. Пушкину на Тверской, памятник Карлу фон Бэру в Тарту. Архитектор– Н.В. &nbsp;Султанов, автор собора Петра и Павла в Петергофе, надпещерного храма &nbsp;Черниговского скита и т.д. Идея композиции мемориального комплекса принадлежала художнику П.В. Жуковскому, известному деятелю культуры &nbsp;своего времени.&nbsp;<br>
Памятник является шедевром не только монументального искусства, но и &nbsp;архитектуры, гармонично дополняя ансамбль всего Московского Кремля, &nbsp;сочетая в себе почти все архитектурные стили храмов и гражданских &nbsp;сооружений Кремля. Помимо этого над памятником работали величайшие&nbsp;мастера своей эпохи, а строительство курировали известнейшие &nbsp;государственные деятели. Все эти факторы позволяют говорить о том, что &nbsp;восстановление памятника Императору Александру II будет иметь не только &nbsp;высокое историко-культурное значение, но и государственно-патриотичное, &nbsp;символизировать возрождение&nbsp;почитания Русских Императоров, созидавших &nbsp;наше государство.</p>

Памятник Александу II в Московском Кремле

_

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект собора на 900 человек вдохновлен одним из самых выразительных стилей русского храмового зодчества – русским узорочьем. Этот &nbsp;стиль, родившись в XVII веке вдохновлял в последующие эпохи всех &nbsp;русских зодчих, незримо, мимолетно, отражаясь даже в таких стилях, как &nbsp;барокко.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Сегодня &nbsp;русское узорочье несправедливо вычеркнуто современными архитекторами из числа стилей, которые могли бы сформировать образ современного храма. В &nbsp;этом факте есть причины, которые явны, однако не произносятся вслух в &nbsp;архитектурном сообществе: узорочье – самый сложный, многодельный и многомерный стиль, в котором гармонии и выразительности возможно &nbsp;добиться лишь путем долгого знакомства с этим национальным направлением, научного и художественного познания, а уже после – трудной и кропотливой работы.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;современном стремящемся и бурном мире трудно направить себя в творческое измерение, в котором возможно качественно спроектировать храм &nbsp;в стиле русского узорочья, оправдывая себя, современность незаслуженно&nbsp;приписывает этой манере клише: «украшательства», «вычурности» и т.д., &nbsp;все, чтобы аргументировано обойти это направление, оправдывая собственную художественную незрелость.</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Этим проектом мы попытались проверить, возможно ли создать сегодня храм в рамках этого художественного направления? – Возможно.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Используя &nbsp;формы русского узорочья мы создали проект большого храма, связав его &nbsp;внешнюю композицию с внутренней, сформировав функциональное и &nbsp;выразительное пространство с поступательным сюжетом, интересной &nbsp;динамикой и чередованием лестниц, притворов и малых залов, предваряющих &nbsp;вход в большой молельный зал.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Не &nbsp;пытаясь найти новое, этим проектом мы показали, что и в русском &nbsp;узорочье сегодня можно проектировать храмы с современным функциональным &nbsp;наполнением (см. план первого этажа) и в современном масштабе. Конечно, с отсутствием современного академического образования в архитектуре, &nbsp;шедевр уровня Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, не сможет появиться &nbsp;мнгновенно, как только этот стиль снова будет реабилитирован. Однако, &nbsp;пройдя свою современную историю, осознание новыми творческими умами, &nbsp;через небольшой промежуток времени, &nbsp;возможно, мы получим храмы, выполненные в одном из красивейших архитектурных стилей уже современными творцами, храмы – достойные памяти &nbsp;наших потомков.</p>

Православный храм вместимостью 900 человек с приходским комплексом

Конкурсный проект

<p class="font_8" style="text-align: justify">Вашему &nbsp;вниманию предлагается проект развития территорий левого берега р. Дона &nbsp;г. Ростова-на-Дону, выполненный в рамках экспериментальной деятельности Центра Классической и Традиционной Архитектуры МАРХИ.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект &nbsp;учитывает уже построенный стадион к ЧМ по футболу в 2017 году и &nbsp;современные сложившиеся инфраструктуру и проблемы городского развития.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Нами &nbsp;предложено градостроительное формирование территорий, согласно теории традиционного градостроительства, разработанной в Центре Классической и &nbsp;Традиционной Архитектуры.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Композиция &nbsp;квартальной застройки развивает исторически сложившуюся структуру &nbsp;города на правом берегу реки, пластика кварталов разработана таким образом, что пространство между ними образует площади, улицы, &nbsp;набережные, бульвары, аллеи и т.д. – привычные для человеческого восприятия пространственные городские единицы, что в основном отсутствует сегодня в современной застройке.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">При&nbsp;традиционном композиционном подходе в вопросе создания городского &nbsp;пространства, мы предлагаем современное функциональное и логистическое&nbsp;решение, где максимально разделяются транспортные и пешеходные потоки, &nbsp;формируются обширные зеленые и пляжные зоны, связанные между собой&nbsp;непрерывными пешеходными маршрутами, насыщенными площадями и скверами, &nbsp;придающие разнообразию прогулкам.</p>

Развитие прибрежной территорий города Ростова-на-Дону

_

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект &nbsp;входит в состав общей архитектурно-градостроительной концепции развития Саровско-Дивеевского паломнического кластера Нижегородской области, разработанной Московским Архитектурным Институтом. Главной идеей &nbsp;проекта является объединение г. Арзамаса святынь с.Дивеева и г.Арзамаса в &nbsp;единый кластер, обслуживающий паломников и туристов, приезжающих со &nbsp;всей России к православным святыням. &nbsp; В проекте решаются задачи по &nbsp;реконструкции и обновлению транспортной и туристической инфраструктур территории, реконструкции населенных пунктов, реставрации существующих и &nbsp;строительству новых культовых сооружений и архитектурных объектов &nbsp;культуры, преобразования ландшафтной среды, а также восстановления &nbsp;утраченных памятников архитектуры и т.д. Проект создается на основе &nbsp;самых высоких и современных технологическом и цифровом уровнях. При этом &nbsp;современные технологии лягут не только в основу профессиональной деятельности, но и в основу популяризации проекта в интернет- и медиа- &nbsp;пространствах. Создание паломнического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров» станет новым духовным и культурным символом &nbsp;развития России, обеспечит качественно новый уровень паломничества к известнейшим православным святыням и станет стимулом к развитию и &nbsp;преобразованию всего региона. Вовлечение общественности, молодежи, а &nbsp;также использование современных технологий при проектировании и популяризации кластера создадут возможность ему войти в национальный &nbsp;проект «Культура», включающий в себя несколько федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». В свою очередь, МАРХИ, как единственный архитектурный институт в России, традиции которого насчитывают уже несколько столетий, обеспечит выполнение проекта на высших профессиональном и духовном уровнях.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Арзамас &nbsp;является первым городом, который посещает турист-паломник, приехав в &nbsp;Саровско Дивеевский кластер. &nbsp; Эскизным проектом предложено создать из &nbsp;этого города историко культурный центр региона. Архитектурно-градостроительный потенциал города позволяет воссоздать его &nbsp;исторический облик в той мере, чтобы город приобрел статус одного из &nbsp;самых красивых городов России. На нем же возможно продемонстрировать тот &nbsp;потенциал, который на самом деле скрывается в исторических городах &nbsp;нашей страны, ту красоту; которую несут в себе русские города. Россия &nbsp;получит исторический город, туристическое и архитектурное наполнение которого по качеству будут сравнимы с лучшими историческими городами Европы. Проведя несколько дней в Арзамасе, паломник сможет &nbsp;отправится к православным святыням Сарова и Дивеева, затем, вернувшись &nbsp;обратно, туристу совсем не обязательно сразу же покидать территорию &nbsp;кластера, он сможет провести еще несколько дней в Арзамасе, гуляя по историческим улочкам, ансамблям монастырей и площадей, паркам и набережным с великолепными видовыми точками, посещая православные &nbsp;службы, музеи, рестораны и театры. &nbsp; Таким образом, за счет Арзамаса &nbsp;кластер предлагает не только паломнический туризм, но и &nbsp;культурно-развлекательный, что сможет задержать посетителя кластера дополнительно на 4-5 дней только за счет Арзамаса, а это несомненно &nbsp;положительно скажется на экономике и популярности региона.</p>

Реконструкция исторического центра
города Арзамаса

Саровско-Дивеевский паломнический кластер

<p class="font_8" style="text-align: justify">Идее &nbsp;строительства русского храма в сербском городе Баня-Луке уже около ста лет. Сербские ветераны Первой мировой войны после трагической гибели российской императорской семьи решили возвести храм в честь русского царя Николая&nbsp;II, вступившего в Первую Мировую войну, защищая братский Сербский народ. Однако, история западных Балкан не позволила исполнить &nbsp;этот обет. В наше время историческая ситуация сложилась таким образом, &nbsp;что идея стала приобретать реальную перспективу воплощения. &nbsp;Представители Московской Патриархии сочли уместным, чтобы проект храма &nbsp;был выполнен в стенах Московского Архитектурного Института при сотрудничестве с сербской православной епархией города Баня-Луки<a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#73a5cb38dfaac727c756a5a6f04e84a324fffe11ac83e846e662b62a7e1cad28_ftn1" rel="noopener" target="_blank"><u>[1]</u></a>.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;храме планируется устройство трех приделов: во имя Преображения Господня, Св. Царственных страстотерпцев - императорской семьи &nbsp;Романовых, и Свв. Симеона и Саввы Сербских, родоначальников династии &nbsp;Неманичей<a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#cdc0d37ec14012e9667bcff6606f42956e171cda2545f836921b4075af385034_ftn2" rel="noopener" target="_blank"><u>[2]</u></a>.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Прототипом &nbsp;образа нового храма для Республики Сербской послужил собор Чуда &nbsp;Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля<a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#3f3f6b221f241c818237f130638708c43a9783729688f46e0099f5b8cdb1b2b1_ftn3" rel="noopener" target="_blank"><u>[3]</u></a>.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Сербской &nbsp;стороной было принято решение о том, что собор необходимо возводить в архитектурном стиле Московского храмостроения&nbsp;XVI&nbsp;века.&nbsp; Так как именно &nbsp;образы храмов, создаваемые московскими зодчими&nbsp;XVI&nbsp;столетия,&nbsp;в наибольшей степени ассоциируются у представителей Баня-Лукской епархии с &nbsp;образом православной России.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;свою очередь, в Московском Архитектурном Институте было принято решение &nbsp;взять за основу именно собор Чуда Архистратига Михаила в Хонех &nbsp;Московского Кремля, построенный в начале&nbsp;XVI&nbsp;века, но не сохранившийся &nbsp;до нашего времени<a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#2d5458e9beeb3b08ad65765484185de289c97c030761d30a830ffa99b47317de_ftn4" rel="noopener" target="_blank"><u>[4]</u></a>, что придало идее двойной духовный символизм, поскольку первообраз является одной из древнейших святынь сердца столицы России.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Стоит &nbsp;подчеркнуть историческую значимость создателя собора Чуда Архистратига &nbsp;Михаила в Хонех – чудотворца, святителя Алексия, митрополита Московского &nbsp;и всея Руси<a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#76d3a4422b5ff70b2f8496cf10e549b5774128477e379c53fea194d861c1c988_ftn5" rel="noopener" target="_blank"><u>[5]</u></a>. &nbsp;Святитель Алексий был ключевым церковным и политическим деятелем своей эпохи, дипломатом, одним из основоположников исихазма в России.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Новый &nbsp;собор в городе Баня-Луке станет значимым символом сотрудничества &nbsp;Русской и Сербской Православных Церквей, глубокой духовной связи русской &nbsp;и сербской истории, и, что не менее важно, современным знаком &nbsp;присутствия русской культуры в странах Балкан и Европы в целом.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#2869023945d7c5d707841941e7f7e3c9e482b3aa4b3e52a8c1f2dd21ebdcec54_ftnref1" rel="noopener" target="_blank"><u>[1]</u></a>&nbsp;Работа велась при содействии иеромонаха Московского Сретенского монастыря Игнатия (Шестакова)</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#72a61c36319395704b2fe2066260d100ffc7837cbfd0ca4fd6dc80f17431d139_ftnref2" rel="noopener" target="_blank"><u>[2]</u></a>&nbsp;Неманичи – династия в средневековой Сербии, родоначальники которой заложили основу сербской государственности.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#25cc0286d3ab75bf993dff2d83746d350446ef24a2a63c21250c2ebde47bf6cd_ftnref3" rel="noopener" target="_blank"><u>[3]</u></a>&nbsp;Чудов &nbsp;Монастырь Московского Кремля – кафедральный мужской монастырь, основан &nbsp;митрополитом Московским Алексием в 1365 году. Уничтожен в 1929 году.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#7d533db5269cc94263ce9d58ad2779b671e740126cfa03e834d3cbcfa8b3dc4c_ftnref4" rel="noopener" target="_blank"><u>[4]</u></a>&nbsp;Руководством &nbsp;МАРХИ, в лице ректора Д.О. Швидковского&nbsp;в сотрудничестве с послом &nbsp;Сербии С. Терзичем, представителем Патриарха Сербского при Патриархе &nbsp;Московском и всея Руси епископом Антонием (Пантеличем) и делегацией &nbsp;Республики Сербской было принято решение создать русско-сербский храм, &nbsp;образ которого будет связан с собором Чуда Архангела Михаила в Хонех&nbsp;Чудова монастыря&nbsp;Московского Кремля.</p>
<p class="font_8">Выполнение проекта было &nbsp;поручено магистрантам МАРХИ А.М. Капустину (автор настоящей диссертации) &nbsp;и А.Б. Скабичевской, создавшим до этого проект восстановления Чудова и Вознесенского монастырей в Московском Кремле, в частности собора Чуда &nbsp;Архангела Михаила в Хонех.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><a href="https://mail.yandex.ru/?uid=139169421#6e4325445132ae38d0ad7887b0c58d290d5d7f64546471310bfcbf2ebf173022_ftnref5" rel="noopener" target="_blank"><u>[5]</u></a>&nbsp;Митрополит &nbsp;Московский и всея Руси (Елеферий Федорович Бяконт); между 1292 и 1305 – &nbsp;1378 гг. Воспитан митрополитом Феогностом. Постриг принял в возрасте 15 &nbsp;лет. Одним из наставников и друзей был брат Сергея Радонежского. Был&nbsp;воспитателем Дмитрия Донского. Содействовал укреплению Московского &nbsp;княжества и дипломатии с Ордой.</p>

Русско-сербский храм в честь Царственных Страстотерпцев Романовых

Босния и Герцеговина, Республика Сербская, г. Баня-Лука

<p class="font_8" style="text-align: justify">Архитектурный проект возведения Саровских Врат является частью&nbsp;общей концепции развития Серафимо-Дивеевского монастыря.&nbsp;В свою очередь, развитие Дивеевской обители является неотъемлемой&nbsp;частью концепции архитектурно-градостроительного развития Саровско-&nbsp;Дивеевского&nbsp;паломнического&nbsp;кластера,&nbsp;Архитектурным Институтом в 2019 году и одобренной представителями&nbsp;Нижегородской Епархии и Попечительским Советом по возрождению&nbsp;Саровской и Дивеевской обителей.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Саровские Врата - исторический въезд в Серафимо-Дивеевский&nbsp;женский монастырь в западной части южной границы обители. Исторически&nbsp;Врата не являлись архитектурным сооружением и представляли лишь группу&nbsp;проездных арок. В настоящий момент, Врата, как и монастырская ограда, - не&nbsp;сохранились.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Сегодня планируется вновь возвести монастырскую стену (но уже в&nbsp;других границах, нежели до революции) и Саровские Врата, которые станут&nbsp;неотъемлемой частью ансамбля монастыря.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;отличие от прежнего облика, новые Саровские Врата станут зримой &nbsp;архитектурной доминантой монастырского комплекса. Проект Саровских Врат, &nbsp;как и проект концепции развития кластера - выполнен специалистами &nbsp;Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Сооружение &nbsp;Саровских Врат представляет трехшатровую плоскостную композицию с тремя арками: центральная - проездная, две боковые, фланирующие центральный&nbsp;проезд, - для прохода пешеходов. Сооружение выполнено в стиле русского &nbsp;узорочья рубежа XIX и ХХ веков. Данный стиль выбран - как объединяющий &nbsp;весь архитектурный ансамбль Дивеевского монастыря. Далее в том же стиле запланировано возвести монастырскую стену, Святые Врата и часовни на &nbsp;набережной реки Вичкензы.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Саровские &nbsp;Врата будут возведены из кирпича, сама геометрия декора и метод &nbsp;возведения - выполнены в традиционных методиках русского зодчества, &nbsp;возрожденных научными сотрудниками Центра классической и&nbsp;традиционной &nbsp;архитектуры. Саровские одновременно в метрической и саженной системах, пропорции архитектурной композиции вычислены согласно академическим &nbsp;методикам русской дореволюционной архитектурной школы.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Цветовое &nbsp;решение обусловлено общей гаммой ансамбля обители - светлые тона. Так, &nbsp;стены монастыря покрыты белой известковой обмазкой, купола и венчающие &nbsp;кресты - позолоченные, своды арок покрыты золотой и цветной смальтой. &nbsp;Заветы святого Серафима Саровского - возведение Саровских Врат (далее &nbsp;Святых Врат, монастырской ограды и прочих архитектурных зданий и&nbsp;сооружений) являются неотъемлемой частью возрождения традиционной &nbsp;православной культуры России.</p>

Саровские Врата

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, с.Дивеево

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект ансамбля многофункционального центра искусств и собора святой Екатерины восполнит утрату исторического городского собора того же посвящения, восстановив важную духовную составляющую Екатеринбурга, одновременно дав великому уральскому городу новое место созидания и изучения искусства.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Собор с придельными церквями и причтовыми помещениями органично сочитается с корпусами-составляющими Центра: музеем, концертным залом, школой искусств и т.д. Вместе, имея масштабную и выразительную традиционную архитектуры, Центр искусств и здание собора станут значимой физической и духовной доминантой города, повысив его культурную составляющую, завершив архитектурное оформление залива реки Исеть, который уже имеет градостроительные доминанты (Ельцин центр и Дворец игровых видов спорта) на других берегах.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Архитектура ансамбля выполнена в традиционном национальном стиле, что одновременно удовлетворяет традиционным стремлениям русской православной церкви и смыслам и функции Центра искусств.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Наряду с традиционным стилистическим решением, в архитектуре ансамбля использованы современные конструкторские технологии, позволяющие создавать большие пролеты конструкций и свет прозрачных кровельных покрытий Центра, придавая идее сохранения традиционной культуры, проявленной в декоре смыслы развития будущего. Согласно техническому заданию учтены все необходимые функции комплекса собора и Центра, типологически разделены все функциональные зоны, разведены потоки и входы для посетителей Центра и собора и причтовых ему помещений и придельных храмов.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Помимо новой градостроительной доминанты собор, своей периметральной планировкой, укрепляет пространственную структуру исторически сложившейся планировки города, также, проектным решением предложено формирование пешеходной набережной в районе собора, что сделает прогулочную зону еще более доступной востребованной и посещаемой, однако, при необходимости, возможно и сохранение проезжей части, при соблюдении той же геометрии благоустройства.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Планировкой корпусов Центра создаются внутренние дворы, оформленные крупными пролетами витражей его помещений, аркадной галереей апсиды собора и северной части концертного зала. Также внутренний двор делится на два пространства пешеходным мостом, соединяющий верхние прогулочные уровни ансамбля.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Собор имеет также две придельных церкви и подземный крестильный храм, причтовые функции делятся на три категории: церковной образовательной части (церковные искусства, богословие, воскресная школа, хоровое пение и т.д.), помещений для клира (кабинет настоятеля, офис администрации, зал церковных собра- ний и т.д.) и торговых помещений (церковная лавка, трапезная).</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Центр искусств включает в себя музейный комплекс, концертный зал, школу</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">искусств, рестораны, торговые многофункциональные пространства, библиотеку</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">и т.д.</p>

Со в Екатеринбурге

г. Екатинбург

<p class="font_8" style="text-align: justify">Вознесенский собор одноименного монастыря был заложен в 1407 году его основательницей великой княгиней Евдокией, в монашестве Евфросинией, вдовой князя Дмитрия Донского. В Вознесенском соборе она была похоронена еще до окончания строительства, что положило начало созданию монастырской великокняжеской усыпальницы. Однако заложенный Евфросинией собор так и не был закончен из-за разрушения при пожарах. Строительство продолжила невестка Евдокии, жена Василия I Софья Витовтовна, но к 1415 году, когда строение снова было повреждено пожаром, храм был возведен до барабана. В незавершенном виде обгоревший храм простоял почти полвека. В 1467 году проведено восстановление собора при Марии Яролавне, в монашестве Марфе, вдове Василия II Темного, зодчим Василием Ермолиным, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом. Можно сказать, что это была первая на Руси реставрация. Но и этому храму было суждено разрушиться при пожаре.&nbsp;</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В 1518 году старый собор был разобран и в следующем 1519 году великий князь Василий III начинает строительство нового каменного собора Вознесенского монастыря, возможно по проекту Алевиза Нового. К 1521 году строительство собора было завершено. В 1587-1588 годах при Федоре Иоанновиче Вознесенский собор перестраивается (или достраивается, по некоторым версиям) как реплика Архангельского собора, построенного также по проекту Алевиза Нового. Сходство в архитектуре Архангельского и Вознесенского соборов обосновывается схожестью назначения храмов - быть местом захоронения представителей мужской и женской половин царского рода соответственно, хотя монастырский собор немного уступал в размерах усыпальнице великих князей и царей. Новый собор Вознесения возводится пятиглавым со световыми барабанами, с шлемовидными куполами, не изменившими своей формы с течением времени. Храм был</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">возведен четырехстолпным, трехнефным, имел три алтарные апсиды и первоначально позакомарное покрытие. Галерея, надстроенная позднее вторым этажом, вероятно, построена одновременно с зданием собора, поскольку архитектурное решение ее фасадов повторяет решение фасадов самого собора. В отделке присутствуют переработанные мотивы архитектуры Архангельского собора, такие как деление тела храма пилястрами на три прясла и деление плоскости стены на два яруса, декоративные арки первого уровня, филенки во втором уровне, декоративный аркатурно-колончатый пояс на барабане.</p>

Собор Вознесения Московского Кремля

Московский Кремль

<p class="font_7" style="text-align: center">Первый вариант&nbsp;</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Сам собор представляет собой одноглавый однопрестольный храм с галереей, окружающей фасады, кроме восточ- ного. Северный и южный входы оформлены порталами, более крупного масштаба, чем габариты галереи, также входы увенчаны дополнительными луковичными главами. Таким образом, с восточного и западного фасадов храм является зрителю трехглавым силуэтом куполов луковичной формы, где боковые главы соподчиняются основной, несомой све- товым барабаном, покрывающим сферический свод интерьера. Интерьер предлагается оформить фресковой росписью, без усложнения архитектурными деталями, такими как прясла, лопатки и горизонтальные цоколи и тяги, чтобы под- черкнуть аскетичность архитектурного решения, при этом предлагается создать мелко детализированный каменный однорядный иконостас, композиция которого подчеркивала бы центричность геометрии сводов, а пластика фасада выявляла бы аскетику геометрии молельного зала. Также в альбоме представлено два колористических решения собора.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Особенность данного собора, с точки зрения градостроительной композиции и ансамблевости в рамках монастыр- ского комплекса, заключается в контрастности между общим архитектурным строем монастыря и композиционным центром обители - проектируемым собором. Контраст заключается в противопоставлении высокой деталировки архитектуры надвратной колокольни, корпусов и монастырской ограды, выполненной в стилистике академического русского узорочья рубежа XIX-XX веков, и минималистичной архитектуры собора, вдохновленной традицией храмового зодчества XV века. Данный композиционный прием выявляет собор на фоне общей застройки и одновременно подчеркивает деталировку остальной архитектуры монастыря.</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_7" style="text-align: center">Второй вариант&nbsp;</p>
<p class="font_7"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Второй вариант эскиза проектируемого собора Троицкого женского монастыря основан на эстетике академического русского узорочья рубежа XIX-XX веков. В его основу легли принципы академической трактовки русской архитек турной традиции Москвы и Ярославля XVII века, популярной средизодчих второй половины XIX века и предреволюционного периода. В основу собора лег прототип - храм Марии Магдалины в Дармштадте, построенный Леонтием Николаевичем Бенуа, известнейшим отечественным архитектором, в конце XIX века.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Основной объем храма венчает пятикупольная композиция: луковичные главы, несомые световым барабаном, раположены на четырехскатной кровле. Помимо основного алтаря, храм имеет два придела, расположенных в восточной части храма в завершении галерей, окружающих молельный зал. Приделы увенчаны световым барабаном, на котором расположена глава луковичной формы, также на угловых пилястрах расположены глухие главы, соподчиняющиеся доминирующему куполу, в свою очередь завершения приделов соподчиняются основной пятикупольной композиции тела собора. Также главы расположены на апсиде главного алтаря, и таким образом собор имеет яркий, сложный и выразительный силуэт.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В интерьере собора предлагается частично отразить сложный декоративный строй фасадов и за счет повышенного пространства молельного зала и его контраста с приземленными галереями, выявить особенности объемно-пространственной композиции единой концепции интерьера и экстерьера. Алтарь храма представляет трехрядную иконографическую композицию, центр которой обозначен высокой сенью на Царскими Вратами. Сень иконостаса стоит ровно под световым барабаном центральной апсиды, что выявляет ее как доминанту интерьера за счет ее дополнительного освещения и геометрии свода и купола на барабане апсиды, которая усиливает пространственную вертикальную ось над силуэтом шатра сени.</p>
<p class="font_7" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_7" style="text-align: center">Третий вариант&nbsp;</p>
<p class="font_7"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Последний эскиз храма также выполнен в стилистке всего ансамбля Троицкого монастыря, основанной на традициях русского узорочья и стилистической манере, в которой выполнен храм Косьмы и Дамиана в селе Мусорке - одном из основных центров кластера.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Собор относится к шатровому типу храмов и является самым большим и масштабным из трех эскизов. Шатровая композиция вторит одному из самых больших соборов Самарской Митрополии - Софийскому собору, также, в качестве прототипа, был выбран проект собора для города Баку архитектора Р.Р. Мерфельда, спроектированный в 1889 году.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Собор, как говорилось выше, образует шатровую композицию: основной центральный шатер оформляют четыре меньших шатра, несомых восьмигранными световыми барабанами, завершение всех шатров увенчано луковичными золотыми куполами с венчающими крестами усложненного декора. Как и во втором эскизе, основной цвет собора - красно-кирпичный. Внизу по всему периметру собор оформляет галерея с арочными окнами, украшенными килевидными наличниками. На всех фасадах выходы оформлены приделами трехчастной композиции, состоящей из центрального и боковых элементов, где центральный - это квадратный в плане четырехпрясельный объем, увенчанный цилиндрическим барабаном с луковичной главой, а боковые - квадратные в плане объемы, завершенные шатровой четырехгранной кровлей. Детали: венчающие карнизы, тяги, килевидные наличники и трифории - основаны на прототипах декора собора Косьмы и Дамиана в селе Мусорке.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Интерьер собора увенчан полусферическим куполом над световыми окнами шатра, которые расположены настолько часто, что создают ощущение невесомости купола. Восьмигранные барабаны в интерьере служат цилиндрическими апсидами, расположенными на углах молельного зала. Горизонтально молельное пространство ритмично расчленено рядами арочных окон и окон в галерею. Также в интерьер введены наличники-киоты, которыми декорированы фасады храма, иконостас устроен однорядный с тремя главами на прясле над Царскими Вратами.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В ансамбле собор занимает доминирующее положение, как с точки зрения массы объемно-пространственной композиции, так и с точки зрения вертикальной доминанты. Особую выразительность приобретает весь монастырский комплекс, так как практически все его вертикали сформированы шатровыми кровлями, что придает уникальность данному монастырю, но не делает его однообразным ввиду разных масштабов и геометрии шатров.</p>

Собор в Свято-Троицком Ташинском женском монастыре

с. Ташла, Самарская область

<p class="font_8" style="text-align: justify">Арзамас &nbsp;- один из красивейших исторических городов России. На сегодняшний день в &nbsp;историческом центре этого города процент исторических зданий среди всей &nbsp;застройки очень велик. Количество храмов на такой небольшой площади &nbsp;городского центра впечатляет и придает Арзамасу неподражаемый силуэт.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Своей &nbsp;исторической сохранностью Арзамас демонстрирует зрителю ту красоту, &nbsp;которой еще 100 лет назад обладали все города России, которая &nbsp;определялась невероятным обилием православных храмов – золотых куполов и &nbsp;шатров в небе, выразительных перспектив улиц и панорам площадей, &nbsp;сочетанием необыкновенного русского стиля и шедеврами классики.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Несмотря &nbsp;на красоту, которой обладает город, обилием церквей и сохранностью &nbsp;исторической среды – истинная красота города не раскрыта полностью, в &nbsp;городе еще не восстановлены около двух десятков храмов, церквей и &nbsp;часовен, и несмотря на это, он великолепен.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Мы &nbsp;предлагаем восстановление оставшихся православных храмов, чтобы &nbsp;получить хотя бы один город в России, в котором будет возможным увидеть &nbsp;чудо, потенциал, кроющийся в каждом историческом городе, претерпевшим &nbsp;разрушения и утраты за ХХ век.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Хочется &nbsp;отметить уже проделанные труды Митрополита Нижегородского и &nbsp;Арзамасского Георгия, колоссальными усилиями которого были возрождены &nbsp;многие святыни</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Арзамаса.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Мы &nbsp;предлагаем продолжить эти труды и восстановить исторически облик города &nbsp;полностью, создав эскизные проекты возрождения каждого несохранившегося &nbsp;храма, продемонстрировав визуализации этих храмов в этом разделе.</p>

Храмы города Арзамаса

_

<p class="font_8" style="text-align: justify">Первый деревянный храм Чуда Архангела &nbsp;Михаила в Хонех был выстроен в 1358 году, сразу после возвращения митрополита Алексия из Орды после чудесного исцеления от слепоты ханши Тайдулы в 1357 году, которая подарила территорию Ордынского посольского храма, где и был в 1365 году основан Чудов монастырь. В том же 1365 году митрополитом Алексием был заложен первый каменный собор, где после 1409 года был возведен Благовещенский придел, ставший усыпальницей святителя Алексия, умершего в 1378 году, мощи которого позднее будут перенесены в новопостроенный Благовещенский храм. В 1666 году в Благовещенском приделе Чудова собора состоялся суд над патриархом Никоном, в результате которого он был лишен патриаршего сана. Позднее, при создании Благовещенской церкви, этот придел был упразднен.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Между 1423 и 1431 годами происходит обрушение первого каменного храма и в 1437 году вместо прежнего возводится новый, судя по летописям, это был белокаменный одноглавый собор на двухъярусном подклете. По свидетельству «Жития» Алексия, новый храм уступал по размеру первому митрополичьему храму, но был выше прежнего. Однако и этот храм после пожара 1493 года ветшает и к 1501 году был разобран по указу великого князя Ивана III Васильевича. В 1501-1504 годах строится новый собор, План и разрез подклета собора Чуда спроектированный, возможно, архитектором Алевизом Новым. Именно это здание собора Чуда Архангела Михаила, хоть и с последующими изменениями, просуществовало до 1929 года, став символом Чудовой обители. Собор был первоначально пятиглавый со световым центральным барабаном и позакомарным покрытием, как свидетельствует план «Кремленаграда» начала 1600-х годов. Новый храм возвышался на двухъярусном подклете предыдущего, о чем также говорит разница материалов (подклеты выполнены из белого камня, а сам храм из кирпича). В связи с увеличением культурного слоя подклеты опустились ниже уровня земли, таким образом, нижний уровень в отличие от верхнего не имел естественного освещения, однако каждый из них имел отдельный вход. Именно в этом подклете в 1611 году был заключен патриарх Гермоген. К трем неодинаковым порталам собора вели высокие лестничные всходы с крыльцами, пристроенными позднее. Все фасады, кроме восточного, были украшены аркатурно- колончатым поясом, орнаментальным фризом. Декоративные приемы, используемые в памятнике, говорят о возможном участии итальянских мастеров, работавших в Кремле в конце XV - начале XVI веков. По общему решению объема и в деталях декора Чудов собор воспроизводит черты Успенского собора А. Фиораванти. Вероятно, в XVII веке Чудов собор был окружен закрытой папертью. Как свидетельствует опись монастыря 1763 года, храм был соединен с соседними зданиями крытыми каменными переходами. Западнее собора в течение долгого времени, вероятно, до первой половины XIX века, находилась колокольня «о четырех ярусах с подвалами, из них два нижних четырехугольных и два верхних восьмиугольных с шатровыми сводами». На месте этой колокольни, отмеченной на планах своего времени, до самого сноса монастырей находился знаменитый сад Чудова монастыря.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">История Чудова монастыря и его собора связана со многими важнейшими, в том числе трагическими, событиями в жизни Российского государства. Так, в 1812 году, как и многие московские обители, Чудов и Вознесенский монастыри были разграблены французскими войсками. Чудов монастырь стал штабом Наполеона, а в соборе Чуда Архангела Михаила разместилась резиденция маршала Даву. В алтаре храма была устроена его спальня, престол был его письменным столом. После освобождения города от наполеоновских войск храмы монастыря, в том числе и Чудов собор, были переосвящены. В течение своей истории храм неоднократно менял свой облик: в результате многочисленных ремонтов и реставраций, проведенных XVIII-XIX веках. Остается лишь одна центральная глава, покрытие меняется на четырехскатное, под культурным слоем скрывается подклет, реставрируется древний пятиярусный иконостас (часть икон которого сохранились до наших дней) и росписи стен, выполненные в 1550-х годах. Однако все изменения не мешают собору Чуда Архангела Михаила быть символом Чудова монастыря и одним из наиболее выдающихся произведений древнерусского зодчества своего времени.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">После закрытия монастыря в 1918 году и выселения монашествующих в 1919 до взрыва всех монастырских зданий в 1929 году были проведены работы по фотофиксации и обмерам здания, была предпринята попытка сохранения фресок собора, частично было сняло декоративное убранство порталов (южный портал собора экспонируется в наши дни на фасаде Успенской звонницы Московского Кремля). Однако ничто не помешало разрушить ансамбль Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца для очистки площадки под строительство Военной школы им. ВЦИК по проекту Рерберга И.И.</p>

Чудов Собор Московского Кремля

Московский Кремль

<p class="font_8" style="text-align: justify">Проект &nbsp;восстановления Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского &nbsp;дворца в Московском Кремле создан в Проектно-Научном Центре классической и традиционной Архитектуры МАРХИ. Проект восстановления &nbsp;ансамбля обителей и дворца создавался в течение нескольких лет на основе всестороннего изучения исторических материалов с использованием &nbsp;современных компьютерных технологий.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Материалы &nbsp;проекта дважды были показаны дирекцией Центра Классической и &nbsp;Традиционной Архитектуры Президенту РФ Путину В.В., а также три раза &nbsp;проект был продемонстрирован Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">История &nbsp;Чудова и Вознесенского монастырей, которые являются одними из старейших обителей Москвы после Спасского монастыря на Бору, начинается более &nbsp;шести веков назад, основание монастырей относится ко второй половине XIV &nbsp;века. Чудов монастырь был заложен в 1365 году по распоряжению митрополита Алексия тогда еще за границами Кремля, на территории Ордынского посольского двора в Москве, подаренной ханшей Тайдулой за чудесное исцеление её Алексием от слепоты.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">Тогда &nbsp;же был заложен собор Чуда Архангела Михаила в Хонех, получивший &nbsp;посвящение в честь дня, когда произошло исцеление ханши. Вознесенский &nbsp;монастырь был основан вдовой Дмитрия Донского, великой княгиней Евдокией &nbsp;Дмитриевной в конце XIV века, в этой обители она впоследствии принимает &nbsp;постриг под именем Евфросинии. Скончавшаяся в скором времени Евфросиния &nbsp;будет похоронена в не достроенном тогда еще соборе, что положило начало &nbsp;созданию монастырской великокняжеской усыпальницы. На протяжении пяти с &nbsp;половиной столетий своего существования обители были особо почитаемы, и &nbsp;с Чудовым и Вознесенским монастырями связаны многие важнейшие события &nbsp;истории Российского государства. В Чудовом монастыре в начале XVII века &nbsp;жил Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу и выдававший себя впоследствии &nbsp;за сына Ивана IV, царевича Дмитрия; в монахи Чудова монастыря в 1610 году был насильно пострижен Василий Шуйский; в 1612 году в подклете &nbsp;Чудова собора скончался патриарх Гермоген, заключенный там поляками; в &nbsp;1812 году Чудов монастырь занимает штаб Наполеона. В середине XVII века в стенах монастыря учреждена греко-латинская школа, ставшая предтечей &nbsp;Славяно-Греко-Латинской Академии, в 1818 году в Николаевском дворце &nbsp;родился Александр II, там же в 1825 происходит историческая встреча его &nbsp;отца, Николая I, с Пушкиным А.С. после восстания декабристов.&nbsp;</p>
<p class="font_8"><br></p>
<p class="font_8">Вознесенский монастырь на протяжении всей своей истории находился под &nbsp;покровительством русских правительниц, княгини и царицы делали богатые &nbsp;вклады в обитель, многие инокини монастыря принадлежали к царскому роду. Кроме великой княгини Евдокии, в монастыре жили инокиня Марфа, в миру &nbsp;Мария Нагая, последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия; &nbsp;насильно заточенная дочь Бориса Годунова Ксения; инокиня Марфа – мать &nbsp;первого Романова, царя Михаила Федоровича; Евдокия Лопухина, первая жена &nbsp;Петра Великого. Вознесенский монастырь был усыпальницей для женщин царского рода с начала XV века по 1731 год. Архитектурный ансамбль &nbsp;Чудова и Вознесенского монастырей Кремля складывался на протяжении столетий и стал жемчужиной русского зодчества, в создании которого &nbsp;принимали участие многие великие архитекторы Российского государства: &nbsp;Казаков М.Ф., Росси К., Тон К.А., возможно, Алоизио Ламберти да &nbsp;Монтиньяна, известный в России как Алевиз Новый, и многие другие, имена &nbsp;которых не сохранились в истории. В свой состав архитектурный комплекс &nbsp;включал множество разновременных и разностилевых построек. Были &nbsp;представлены и древние постройки XV-XVII веков (собор Чуда Архангела &nbsp;Михаила, Алексеевская и Благовещенская церкви, Вознесенский собор, &nbsp;церковь Михаила Малеина, монастырские кельи), и постройки в стиле классицизма XVIII века (Малый Николаевский дворец, хозяйственные &nbsp;постройки), постройки в неоготическом и неорусском стилях XVIII-XIX веков (Екатерининская церковь, крыльцо трапезной Алексеевской церкви, пристройка к Малому Николаевскому дворцу).</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">После &nbsp;революции, в 1917-1930 годы, монастыри пережили артиллерийский обстрел, реставрацию, изучение, борьбу за сохранение, а затем снос и забвение. Существование монастырского ансамбля трагически завершилось в 1929-1930 &nbsp;годах, когда после неудавшихся попыток их сохранения Чудов и &nbsp;Вознесенский монастыри и Малый Николаевский дворец были взорваны. &nbsp;Необходима была очистка места под строительство в 1932-1934 годах по проекту Рерберга И.И. здания Военной школы ВВЕДЕНИЕ 7 им. ВЦИК, &nbsp;впоследствии Президиума Верховного Совета СССР, стилизованного под &nbsp;кремлевский классицизм. Перед сносом, предвидя трагический исход &nbsp;событий, Померанцев Н.Н., советский реставратор, будучи во главе комиссии в составе многих специалистов, организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование великокняжеских &nbsp;захоронений и вывоз саркофагов с останками в пристройку Архангельского &nbsp;собора. Также был вынесен иконостас с иконами из Вознесенского собора и помещен в собор Двенадцати Апостолов Московского Кремля и частично в &nbsp;фондах музея, были исследованы и фрагментарно сохранены фрески и &nbsp;декоративное убранство Чудова собора.</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">В &nbsp;2014 году началась реконструкция 14-го корпуса Московского Кремля, были &nbsp;развернуты масштабные ремонтно-строительные работы, продолжавшиеся до &nbsp;2014 года, когда президент Российской Федерации Путин В.В. предложил &nbsp;снести существующее административное здание для реконструкции&nbsp;разрушенных в 1929-1930 годах Чудова и Вознесенского монастырей и Малого &nbsp;Николаевского дворца, тем самым «восстановить исторический облик этого &nbsp;места с двумя монастырями». В 2016 году 14-й корпус был полностью &nbsp;демонтирован, на его месте устроен временный сквер с учетом возможного &nbsp;строительства на этой территории, проводятся археологические &nbsp;исследования. Архитектурный проект восстановления Чудова и Вознесенского &nbsp;монастырей и Малого Николаевского дворца выполнен инициативной группой на основе изучения многочисленных архивных материалов, исторических чертежей, гравюр, фотографий, обмерных чертежей, свидетельствующих об истории и архитектуре каждого памятника в течение всего существования. С помощью компьютерных технологий воссозданы все постройки монастыря на &nbsp;разные периоды их истории, что позволяет говорить о всестороннем &nbsp;изучении ансамбля монастырей.&nbsp;</p>
<p class="font_8" style="text-align: justify"><br></p>
<p class="font_8" style="text-align: justify">На основе проведенного исследования архитектуры &nbsp;ансамбля Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского &nbsp;дворца на различные временные периоды создано проектное предложение с нахождением оптимального с функциональной точки зрения и наиболее &nbsp;композиционно выразительного, по мнению авторов, облика комплекса. &nbsp;Значение комплекса Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца для Российского государства сложно переоценить. &nbsp;Этот комплекс по праву может считаться одним из лучших архитектурных &nbsp;ансамблей России с выразительной объемно-пространственной композицией и&nbsp;силуэтом, с многочисленными золочеными куполами соборов и церквей. &nbsp;Ансамбль, несомненно, имеет большое градостроительное значение. Во все &nbsp;времена эти монастыри играли важную роль в духовной жизни нашей страны, были почитаемы царской династией, с ними были связаны многие важные &nbsp;события в истории государства. Их разрушение стало невосполнимой утратой &nbsp;для национальной культуры, а восстановление ансамбля по предложению &nbsp;Президента Российской Федерации Путина В.В. раскроет новую страницу в духовной и культурной жизни России.</p>

Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля

_