Конкурсный проект
Проект собора на 900 человек вдохновлен одним из самых выразительных стилей русского храмового зодчества – русским узорочьем. Этот стиль, родившись в XVII веке вдохновлял в последующие эпохи всех русских зодчих, незримо, мимолетно, отражаясь даже в таких стилях, как барокко.
Сегодня русское узорочье несправедливо вычеркнуто современными архитекторами из числа стилей, которые могли бы сформировать образ современного храма. В этом факте есть причины, которые явны, однако не произносятся вслух в архитектурном сообществе: узорочье – самый сложный, многодельный и многомерный стиль, в котором гармонии и выразительности возможно добиться лишь путем долгого знакомства с этим национальным направлением, научного и художественного познания, а уже после – трудной и кропотливой работы.
В современном стремящемся и бурном мире трудно направить себя в творческое измерение, в котором возможно качественно спроектировать храм в стиле русского узорочья, оправдывая себя, современность незаслуженно приписывает этой манере клише: «украшательства», «вычурности» и т.д., все, чтобы аргументировано обойти это направление, оправдывая собственную художественную незрелость.
Этим проектом мы попытались проверить, возможно ли создать сегодня храм в рамках этого художественного направления? – Возможно.
Используя формы русского узорочья мы создали проект большого храма, связав его внешнюю композицию с внутренней, сформировав функциональное и выразительное пространство с поступательным сюжетом, интересной динамикой и чередованием лестниц, притворов и малых залов, предваряющих вход в большой молельный зал.
Не пытаясь найти новое, этим проектом мы показали, что и в русском узорочье сегодня можно проектировать храмы с современным функциональным наполнением (см. план первого этажа) и в современном масштабе. Конечно, с отсутствием современного академического образования в архитектуре, шедевр уровня Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, не сможет появиться мнгновенно, как только этот стиль снова будет реабилитирован. Однако, пройдя свою современную историю, осознание новыми творческими умами, через небольшой промежуток времени, возможно, мы получим храмы, выполненные в одном из красивейших архитектурных стилей уже современными творцами, храмы – достойные памяти наших потомков.