Собор в Свято-Троицком Ташинском женском монастыре

с. Ташла, Самарская область

Первый вариант 


Сам собор представляет собой одноглавый однопрестольный храм с галереей, окружающей фасады, кроме восточ- ного. Северный и южный входы оформлены порталами, более крупного масштаба, чем габариты галереи, также входы увенчаны дополнительными луковичными главами. Таким образом, с восточного и западного фасадов храм является зрителю трехглавым силуэтом куполов луковичной формы, где боковые главы соподчиняются основной, несомой све- товым барабаном, покрывающим сферический свод интерьера. Интерьер предлагается оформить фресковой росписью, без усложнения архитектурными деталями, такими как прясла, лопатки и горизонтальные цоколи и тяги, чтобы под- черкнуть аскетичность архитектурного решения, при этом предлагается создать мелко детализированный каменный однорядный иконостас, композиция которого подчеркивала бы центричность геометрии сводов, а пластика фасада выявляла бы аскетику геометрии молельного зала. Также в альбоме представлено два колористических решения собора.

Особенность данного собора, с точки зрения градостроительной композиции и ансамблевости в рамках монастыр- ского комплекса, заключается в контрастности между общим архитектурным строем монастыря и композиционным центром обители - проектируемым собором. Контраст заключается в противопоставлении высокой деталировки архитектуры надвратной колокольни, корпусов и монастырской ограды, выполненной в стилистике академического русского узорочья рубежа XIX-XX веков, и минималистичной архитектуры собора, вдохновленной традицией храмового зодчества XV века. Данный композиционный прием выявляет собор на фоне общей застройки и одновременно подчеркивает деталировку остальной архитектуры монастыря.


Второй вариант 


Второй вариант эскиза проектируемого собора Троицкого женского монастыря основан на эстетике академического русского узорочья рубежа XIX-XX веков. В его основу легли принципы академической трактовки русской архитек турной традиции Москвы и Ярославля XVII века, популярной средизодчих второй половины XIX века и предреволюционного периода. В основу собора лег прототип - храм Марии Магдалины в Дармштадте, построенный Леонтием Николаевичем Бенуа, известнейшим отечественным архитектором, в конце XIX века.

Основной объем храма венчает пятикупольная композиция: луковичные главы, несомые световым барабаном, раположены на четырехскатной кровле. Помимо основного алтаря, храм имеет два придела, расположенных в восточной части храма в завершении галерей, окружающих молельный зал. Приделы увенчаны световым барабаном, на котором расположена глава луковичной формы, также на угловых пилястрах расположены глухие главы, соподчиняющиеся доминирующему куполу, в свою очередь завершения приделов соподчиняются основной пятикупольной композиции тела собора. Также главы расположены на апсиде главного алтаря, и таким образом собор имеет яркий, сложный и выразительный силуэт.

В интерьере собора предлагается частично отразить сложный декоративный строй фасадов и за счет повышенного пространства молельного зала и его контраста с приземленными галереями, выявить особенности объемно-пространственной композиции единой концепции интерьера и экстерьера. Алтарь храма представляет трехрядную иконографическую композицию, центр которой обозначен высокой сенью на Царскими Вратами. Сень иконостаса стоит ровно под световым барабаном центральной апсиды, что выявляет ее как доминанту интерьера за счет ее дополнительного освещения и геометрии свода и купола на барабане апсиды, которая усиливает пространственную вертикальную ось над силуэтом шатра сени.


Третий вариант 


Последний эскиз храма также выполнен в стилистке всего ансамбля Троицкого монастыря, основанной на традициях русского узорочья и стилистической манере, в которой выполнен храм Косьмы и Дамиана в селе Мусорке - одном из основных центров кластера.

Собор относится к шатровому типу храмов и является самым большим и масштабным из трех эскизов. Шатровая композиция вторит одному из самых больших соборов Самарской Митрополии - Софийскому собору, также, в качестве прототипа, был выбран проект собора для города Баку архитектора Р.Р. Мерфельда, спроектированный в 1889 году.

Собор, как говорилось выше, образует шатровую композицию: основной центральный шатер оформляют четыре меньших шатра, несомых восьмигранными световыми барабанами, завершение всех шатров увенчано луковичными золотыми куполами с венчающими крестами усложненного декора. Как и во втором эскизе, основной цвет собора - красно-кирпичный. Внизу по всему периметру собор оформляет галерея с арочными окнами, украшенными килевидными наличниками. На всех фасадах выходы оформлены приделами трехчастной композиции, состоящей из центрального и боковых элементов, где центральный - это квадратный в плане четырехпрясельный объем, увенчанный цилиндрическим барабаном с луковичной главой, а боковые - квадратные в плане объемы, завершенные шатровой четырехгранной кровлей. Детали: венчающие карнизы, тяги, килевидные наличники и трифории - основаны на прототипах декора собора Косьмы и Дамиана в селе Мусорке.

Интерьер собора увенчан полусферическим куполом над световыми окнами шатра, которые расположены настолько часто, что создают ощущение невесомости купола. Восьмигранные барабаны в интерьере служат цилиндрическими апсидами, расположенными на углах молельного зала. Горизонтально молельное пространство ритмично расчленено рядами арочных окон и окон в галерею. Также в интерьер введены наличники-киоты, которыми декорированы фасады храма, иконостас устроен однорядный с тремя главами на прясле над Царскими Вратами.

В ансамбле собор занимает доминирующее положение, как с точки зрения массы объемно-пространственной композиции, так и с точки зрения вертикальной доминанты. Особую выразительность приобретает весь монастырский комплекс, так как практически все его вертикали сформированы шатровыми кровлями, что придает уникальность данному монастырю, но не делает его однообразным ввиду разных масштабов и геометрии шатров.