Иверский храм выксунского женского Иверского монастыря

г. Выкса, Нижегородская область

История


Согласно истории Выксунского Иверского женского монастыря выпущенной типографией Троице-Сергиевой Лавры в 1900г., монастырь, основанный 23 октября 1863г., к нач. ХХ в. предстоял перед путником следующим образом: «На пространстве целых 9 кв. десятин раскинулись величественные здания и постройки юного монастыря, обнесенные высокой оградой, с высокими четырьмя башнями по углам ее. Посреди южной стены ограды, обращенной к с. Выксе, высится 4-х ярусная большая колокольня.

Под нею устроены прекрасные св. ворота, ведущие в обитель. Ворота украшены священными изображениями.» Отмечают также, что при входе в обитель на себя обращают внимание два «каменные изящной архитектуры храма: Иверский собор и больничная Успенская церковь. Недалеко от Иверского храма в настоящее время воздвигается величественный, огромных размеров Троицкий собор… Далее беглый взор посетителя останавливается на жилых зданиях монастыря. Из них 5 двухэтажных каменных больших корпусов отличаются особой красотой наружной отделки, затем идут 4 полукаменных двухэтажных корпуса также весьма значительной величины и около 20 небольших деревянных. Перед монастырскими храмами раскинуты красивые цветники и обширные плодовые сады. Возле каждого небольшого домика, не говоря уже о больших корпусах, также имеются палисадники, обнесенные частью деревянными, частью красивыми железными решетками, выкрашенными голубой краской.»

Иверский пятиглавый восьмистолпный (четырехсполпный по разным источникам) соборный храм построен в 1877г. и освящен в том же году 12 июня в честь Иверской иконы Божией Матери. Он является первым храмом обители. Средства на возведение храма были получены от В. Т. Рыбакова, Г. Ф. Шустрова, Г. Богородска, И. С. Кулаева и Г. Д. Куприянова. Возведение велось под надзором губернского арх. И.Ф. Каратаева (Куратаева), за основу был взят проект церкви (1871г.) в с. Паловичи, Сквирского уезда Киевской губернии. Иверский храм выполнен в русско-византийском стиле, со следующими отличиями: большой склеп под храмом (позднее «Пещерная церковь»), наличие трапезной части, также изменены тамбуры и увеличена высота храма. 

Образ храма предоставляет собой продолговатый крест, его размеры составляют «…в вышину от основания 16 саж., в длину 18 саж., в ширину от 9 до 12 сажень» . Ориентация храма по сторонам света была традиционной, входы в храм располагались с трех сторон - западной, южной и северной. Каменные паперти у каждого входа венчались главами «с вызолоченными через огонь на них крестами» . Входы вели также в пределы: правый - во имя святителя Василия Великого и прп. Ксении, левый – во имя святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. Стены храма насчитывали 42 окна, средний барабан 8 окон. Согласно описанию, диаметр среднего купола был 3 саж., другие же купола скрывали крещатые своды.

В северо-западной части располагалась чугунная фигурная лестница, ведущая на деревянные хоры. «На пространстве всей западной стены храма, на высоте 10 аршин от пола, устроены на арках и сводах хоры, огражденные железной решеткой, средина которых значительно вдается против боковых сторон» . В западной половине хор за каменной стеной, разделяющей хоры на две половины, размещалась монастырская ризница с библиотекой. В ней хранились священные облачения, богослужебные книги и прочая церковная утварь. В 1882г. интерьер храма был расписан Палеховскими мастерами Сафонова. 

Во второй половине 1894г. храм преобразился: весь каменный пол был заменен на мозаичный из метлахских плит, существенно расширена солея и ограждена медными позолоченными решетками. Согласно описанию монастыря алтарь Иверского храма имеет трехчастное строение. «Три св. алтаря расположены рядом по прямой линии. Средний из них значительно выдается сравнительно с боковыми к востоку и отделен от того и другого небольшими стенами.» Облачение главного престола было выполнено из бронзы, позолочено и украшено эмалью различных цветов, с рельефными матовыми изображениями по сторонам, защищенными стеклянным футляром (жертва купца Ф. А. Овчинникова). Резной деревянный позолоченный на полименте иконостас был выполнен в византийском стиле. Его ширина составляла 10 саж., высота средней части 7 саж., боковых частей 5 саж. Иконостас заключал в себе 93 иконы и увенчивался тремя крестами с распятием. Нижний ряд иконостаса ограждали позолоченные медные решетки. Средняя часть иконостаса состояла из шести ярусов, боковые части из четырех. Резные деревянные позолоченный на полименте киоты также были выполнены в византийском стиле. Все иконы храма были написаны мастерами Палеховской школы Сафонова. «Иконопись во всем храме на чеканном золотом фоне фряжского стиля.» Все иконы киотов и нижнего яруса украшали сребропозлащенные венцы над ликами святых (жертва купца П.Ф. Микляева).


Эскизный проект


Проект создан Центром классической и традиционной архитектуры Московского Архитектурного Института и является эскизом проекта воссоздания утраченного Иверского храма Выксунского женского Иверского Монастыря. Проект является частью концепции архитектурно- градостроительного развития обители. 

В рамках проекта создана трехмерная модель утраченного храма, воссозданы основные чертежи сечений здания, определены варианты колористического решения и создан трехмерный полимерный макет храма. Концепция архитектурно градостроительного развития предполагает создание проекта развития всей обители, реконструкции и реставрации существующих зданий, воссоздание утраченных сооружений, комплексное благоустройство всей территории и концепцию проекта реконструкции инженерных сетей. Также проектом определяются предельные показатели стоимости строительных работ, предполагаемые источники финансирования и эскиз проектов развития основных территорий города, формирующих паломническо-туристический каркас г. Выксы.