Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь, Московская обл.
Проект крестильного храма для Троице-Одигитриевского женского ставропигиального монастыря предусматривает строительство небольшого храма у северной части Троицкого собора.
В ансамбле монастыря храм располагается таким образом, что придает гармоничное разнообразие регулярному силуэту обители и виден со всех знаковых видовых точек монастыря.
Образ храма соответствует стилю церковного зодчества предреволюционной России, вдохновленного псково-новгородскими мотивами и сочетает в себе черты московского декора. Проект крестильного храма для Троице-Одигитриевского женского ставропигиального монастыря предусматривает строительство небольшого храма у северной части Троицкого собора.
С точки зрения ансамблевости храм расположен таким образом, что выразительно виден со всех ключевых видовых точек обители: входная группа, площадка внутри монастыря перед надвратной колокольней, с крыльца Патриаршего дома, находящегося на оси входной группы и главного собора. Точная позиция храма выбрана путем пересечения всех угловых величин оптического восприятия зрителя всего ансамбля, включая проектируемый крестильный храм, причтовые дома, колокольню и собор.
Силуэт и высота собора определены целью придать больше живописности всему ансамблю, дополнив его не новой доминантой, оставив главенствующими колокольню и здание собора, а нюансом, деликатно усложняющим общую градостроительную композицию.
Благоустройство у храма спроектировано таким образом, чтобы связать входы в церковь с основными направлениями пешеходных маршрутов обители и образовать камерную паперть у западного входа, геометрия площади подчеркнута хвойными вертикальными насаждениями.
Образ храма соответствует стилю церковного зодчества предреволюционной России, вдохновленного псково-новгородскими мотивами и сочетает в себе черты московского декора, придающего храму более герметичный характер, нежели у святынь псково-новгородских земель. Деликатное сочетание кирпичной кладки с белой обмазкой и декора, выполненного в песчанике светло-бежевого цвета подчеркнуто контрастом с темной медной чернёной кровлей, а структура лемеха подчеркивает линии главы храма.
Объемно-пространственная композиция сконцентрирована на центральном пространстве храма, оформляющим купель и вход в алтарь, в экстерьере это проявлено центричной композицией декора вокруг светового барабана, а в интерьере геометрией подпружных арок с большим пролетом, парусами и выразительным световым пространством, сформированным широким световым барабаном и хоросом, декор которого подчеркивает основные композиционные направляющие интерьера.
Интерьер собора также, как и экстерьер оформлен декором из известняка, а аскетичность, вызванная отсутствием фресок, подчеркивает золотое убранство собора. В геометрию убранства храма введен тот же известняк, что и в архитектуре церкви, из которого выполнены «Новгородские кресты», монограммы Иисуса Христа и т.д.
Композиция иконостаса вдохновлена трудами известнейших предреволюционных архитекторов, таких, как А.В. Щусев и В.А. Косяков. Активной каменной резьбой иконостас становится доминантой во всем интерьере, обращая внимание на главное место в храме – алтарь. При этом, центричная композиция всего пространства храма также фокусирует внимание на купели, помещенной в центр храма, так выявлены две основные духовные доминанты сакрального пространства.
Общая эмоциональная идея состоит в том, чтобы создать камерный, сентиментальный образ крестильного храма с пропорциями, ассоциирующимися с детством и непорочностью, простотой и возвышенностью, попадая внутрь, верующий сталкивается с выразительностью, проявленной в убранстве, иконостасе и декоре, символизирующую богатство мира, в который входит новый православный христианин.