Крестильный храм
в Зосимовой пустыни

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь, Московская обл.

Проект  крестильного храма для Троице-Одигитриевского женского ставропигиального монастыря предусматривает строительство небольшого  храма у северной части Троицкого собора.


В ансамбле монастыря храм располагается таким образом, что придает  гармоничное разнообразие регулярному силуэту обители и виден со всех  знаковых видовых точек монастыря.


Образ  храма соответствует стилю церковного зодчества предреволюционной  России, вдохновленного псково-новгородскими мотивами и сочетает в себе  черты московского декора. Проект  крестильного храма для Троице-Одигитриевского женского ставропигиального монастыря предусматривает строительство небольшого  храма у северной части Троицкого собора.


С  точки зрения ансамблевости храм расположен таким образом, что выразительно виден со всех ключевых видовых точек обители: входная  группа, площадка внутри монастыря перед надвратной колокольней, с  крыльца Патриаршего дома, находящегося на оси входной группы и главного собора. Точная позиция храма выбрана путем пересечения всех угловых  величин оптического восприятия зрителя всего ансамбля, включая проектируемый крестильный храм, причтовые дома, колокольню и собор.


Силуэт  и высота собора определены целью придать больше живописности всему  ансамблю, дополнив его не новой доминантой, оставив главенствующими колокольню и здание собора, а нюансом, деликатно усложняющим общую градостроительную композицию.


Благоустройство у храма спроектировано таким образом, чтобы связать входы в церковь с основными направлениями пешеходных маршрутов обители и образовать  камерную паперть у западного входа, геометрия площади подчеркнута  хвойными вертикальными насаждениями.


Образ  храма соответствует стилю церковного зодчества предреволюционной России, вдохновленного псково-новгородскими мотивами и сочетает в себе  черты московского декора, придающего храму более герметичный характер,  нежели у святынь псково-новгородских земель. Деликатное сочетание  кирпичной кладки с белой обмазкой и декора, выполненного в песчанике  светло-бежевого цвета подчеркнуто контрастом с темной медной чернёной  кровлей, а структура лемеха подчеркивает линии главы храма.


Объемно-пространственная композиция сконцентрирована на центральном пространстве храма, оформляющим купель и вход в алтарь, в экстерьере это проявлено центричной композицией декора вокруг светового барабана, а в интерьере  геометрией подпружных арок с большим пролетом, парусами и выразительным  световым пространством, сформированным широким световым барабаном и хоросом, декор которого подчеркивает основные композиционные  направляющие интерьера.


Интерьер  собора также, как и экстерьер оформлен декором из известняка, а  аскетичность, вызванная отсутствием фресок, подчеркивает золотое  убранство собора. В геометрию убранства храма введен тот же известняк,  что и в архитектуре церкви, из которого выполнены «Новгородские кресты», монограммы Иисуса Христа и т.д.

Композиция иконостаса вдохновлена трудами известнейших предреволюционных архитекторов, таких, как А.В. Щусев и В.А. Косяков. Активной каменной  резьбой иконостас становится доминантой во всем интерьере, обращая  внимание на главное место в храме – алтарь. При этом, центричная композиция всего пространства храма также фокусирует внимание на купели,  помещенной в центр храма, так выявлены две основные духовные доминанты  сакрального пространства.


Общая  эмоциональная идея состоит в том, чтобы создать камерный,  сентиментальный образ крестильного храма с пропорциями, ассоциирующимися  с детством и непорочностью, простотой и возвышенностью, попадая внутрь, верующий сталкивается с выразительностью, проявленной в убранстве,  иконостасе и декоре, символизирующую богатство мира, в который входит новый православный христианин.