Памятник Александу II в Московском Кремле

_

Памятник  Императору Александру II в Московском Кремле представляет собой  мемориальный комплекс, состоящий из статуи императору, центральной  шатровой сени над ней, аркатурной колоннадой вокруг, с двумя боковыми  шатровыми сенями. Вся композиция располагалась на бровке ивановской площади напротив Малого Николаевского дворца. 

Центральная  Сень была облицована финляндским гранитом и выполнена в композитном  ордере. Кровля, увенчанная двуглавым орлом была покрыта бронзовыми  листами, залитыми тёмно-зелёной эмалью. В куполе центральной сени была помещена летопись жизни императора. 
На пьедестале статуи была надпись: «Императору Александру II любовию народа». 
Центральная сень с трех сторон окружала арочная галерея с колоннами  дорического ордера, в сводах которой поместили 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до

Николая I.


Авторами  памятного комплекса стали известнейшие мастера своего времени. Скульптор – А.М. Опекушин, архитектор – Н.В. Султанов, автор иди  композиции – художник П.В. Жуковский. 
Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал Император Николай II. 
В 1918 году статую императора убрали, а в 1928 году весь памятник императору Александру II был уничтожен полностью.


Сложная  композиция памятника была обусловлена ситуацией, сама статуя повернута в  сторону Соборной площади Московского Кремля, дабы не поворачивать  памятник спиной к набережной, т.е. к городу, его архитектурную часть ориентировали в сторону Москвы реки. 
Центральная Сень была облицована финляндским гранитом и выполнена в  композитном ордере. Кровля, увенчанная двуглавым орлом, была покрыта  бронзовыми листами, залитыми тёмно-зелёной эмалью. В куполе центральной  сени была помещена летопись жизни императора. 
На пьедестале статуи была надпись: «Императору Александру II любовию народа». 
Центральная сень с трех сторон окружала арочная галерея с колоннами  дорического ордера, в сводах которой поместили 33 мозаичных портрета  русских правителей, от Владимира до

Николая I. 


Вся композиция из статуи трех сеней и  галереи находилась на цоколе-бастионе, выдвинутом за бровку Ивановской  площади для придания пространственной композиции большей  выразительности. Цокольная часть памятника имела внутренние помещения. 
Силуэт памятника дополняет панораму башен Московского Кремля, вторя  ритму их расположения, архитектурной композиции и пропорциям.


Также  архитектура памятника сочетает в себе большое количество элементов  разных построек Кремля, как бы демонстрируя собой архитектурное  богатства всего ансамбля. Так в цокольной части памятника присутствуют кронштейны, тяги и ширинки башен Московского Кремля, ордер боковых сеней  вторит архитектурному ордеру Архангельского собора и т.д.


Авторами  памятного комплекса стали известнейшие мастера своего времени.  Скульптор – А.М. Опекушин, автор таких произведений, как памятник А.С. Пушкину на Тверской, памятник Карлу фон Бэру в Тарту. Архитектор– Н.В.  Султанов, автор собора Петра и Павла в Петергофе, надпещерного храма  Черниговского скита и т.д. Идея композиции мемориального комплекса принадлежала художнику П.В. Жуковскому, известному деятелю культуры  своего времени. 
Памятник является шедевром не только монументального искусства, но и  архитектуры, гармонично дополняя ансамбль всего Московского Кремля,  сочетая в себе почти все архитектурные стили храмов и гражданских  сооружений Кремля. Помимо этого над памятником работали величайшие мастера своей эпохи, а строительство курировали известнейшие  государственные деятели. Все эти факторы позволяют говорить о том, что  восстановление памятника Императору Александру II будет иметь не только  высокое историко-культурное значение, но и государственно-патриотичное,  символизировать возрождение почитания Русских Императоров, созидавших  наше государство.