_
Памятник Императору Александру II в Московском Кремле представляет собой мемориальный комплекс, состоящий из статуи императору, центральной шатровой сени над ней, аркатурной колоннадой вокруг, с двумя боковыми шатровыми сенями. Вся композиция располагалась на бровке ивановской площади напротив Малого Николаевского дворца.
Центральная Сень была облицована финляндским гранитом и выполнена в композитном ордере. Кровля, увенчанная двуглавым орлом была покрыта бронзовыми листами, залитыми тёмно-зелёной эмалью. В куполе центральной сени была помещена летопись жизни императора.
На пьедестале статуи была надпись: «Императору Александру II любовию народа».
Центральная сень с трех сторон окружала арочная галерея с колоннами дорического ордера, в сводах которой поместили 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до
Николая I.
Авторами памятного комплекса стали известнейшие мастера своего времени. Скульптор – А.М. Опекушин, архитектор – Н.В. Султанов, автор иди композиции – художник П.В. Жуковский.
Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал Император Николай II.
В 1918 году статую императора убрали, а в 1928 году весь памятник императору Александру II был уничтожен полностью.
Сложная композиция памятника была обусловлена ситуацией, сама статуя повернута в сторону Соборной площади Московского Кремля, дабы не поворачивать памятник спиной к набережной, т.е. к городу, его архитектурную часть ориентировали в сторону Москвы реки.
Центральная Сень была облицована финляндским гранитом и выполнена в композитном ордере. Кровля, увенчанная двуглавым орлом, была покрыта бронзовыми листами, залитыми тёмно-зелёной эмалью. В куполе центральной сени была помещена летопись жизни императора.
На пьедестале статуи была надпись: «Императору Александру II любовию народа».
Центральная сень с трех сторон окружала арочная галерея с колоннами дорического ордера, в сводах которой поместили 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до
Николая I.
Вся композиция из статуи трех сеней и галереи находилась на цоколе-бастионе, выдвинутом за бровку Ивановской площади для придания пространственной композиции большей выразительности. Цокольная часть памятника имела внутренние помещения.
Силуэт памятника дополняет панораму башен Московского Кремля, вторя ритму их расположения, архитектурной композиции и пропорциям.
Также архитектура памятника сочетает в себе большое количество элементов разных построек Кремля, как бы демонстрируя собой архитектурное богатства всего ансамбля. Так в цокольной части памятника присутствуют кронштейны, тяги и ширинки башен Московского Кремля, ордер боковых сеней вторит архитектурному ордеру Архангельского собора и т.д.
Авторами памятного комплекса стали известнейшие мастера своего времени. Скульптор – А.М. Опекушин, автор таких произведений, как памятник А.С. Пушкину на Тверской, памятник Карлу фон Бэру в Тарту. Архитектор– Н.В. Султанов, автор собора Петра и Павла в Петергофе, надпещерного храма Черниговского скита и т.д. Идея композиции мемориального комплекса принадлежала художнику П.В. Жуковскому, известному деятелю культуры своего времени.
Памятник является шедевром не только монументального искусства, но и архитектуры, гармонично дополняя ансамбль всего Московского Кремля, сочетая в себе почти все архитектурные стили храмов и гражданских сооружений Кремля. Помимо этого над памятником работали величайшие мастера своей эпохи, а строительство курировали известнейшие государственные деятели. Все эти факторы позволяют говорить о том, что восстановление памятника Императору Александру II будет иметь не только высокое историко-культурное значение, но и государственно-патриотичное, символизировать возрождение почитания Русских Императоров, созидавших наше государство.