top of page
001.jpg
О Центре

Центр классической и традиционной архитектуры - это проектно-научный отдел Московского Архитектурного Института (Государственной академии), занимающийся научными исследованиями, разработкой современных проектных и медиа-технологий и

практическим архитектурным и градостроительным проектированием и реализацией объектов в области академических направлений развития архитектурно-градостроительного искусства. Основные области практического проектирования: градостроительная реконструкция исторических городов, развитие территорий, проектирование архитектурных ансамблей, благоустройство, храмовое зодчество, реставрация, воссоздание. Научная деятельность Центра сосредоточена на изучении фундаментальных направлений искусства градостроительства, архитектуры и строительства, и синтеза их с современными цифровыми и строительными технологиями.

Используя новейшие технологии для развития традиционного искусства архитектуры и градостроительства, Центр классической и традиционной архитектуры формирует современность, неразрывно связанную с историей.

Основные цели деятельности Центра:

Фундаментальная цель:

 

  • Возвращение архитектуры и градостроительства в область искусства из области строительства и решения утилитарно-функциональных задач.

Практическая цель:

  • Возрождение национальной русской культуры средствами архитектурно-градостроительной и реставрационной практики.

Центром классической и традиционной архитектуры МАРХИ уже реализованы и реализуются в настоящий момент профильные проекты на территории России и за рубежом. Реализованные проекты пополняют фундаментальную научную базу, которая служит для усовершенствования образовательных программ и создания книг, учебных изданий и методических пособий по практическому проектированию и теории архитектуры.

Практическая, научная и медийная деятельность Центра охватывает все области проектирования: от монументального искусства и предметного дизайна до архитектуры и градостроительства.

Материалы проектов, выполненных Центром классической и традиционной архитектуры не раз демонстрировались Президенту РФ, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, представлялись на международных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках и форумах, демонстрировались по телевидению и в музеях разных стран.

 

Проектирование

Специалистами Центра разрабатывается принцип синтеза традиционной методики проектирования с современными цифровыми технологиями, функциональными требованиями, конструктивными возможностями новейших строительных материалов.

К сожалению, современные архитекторы не используют и даже намеренно игнорируют традиционные и классические принципы композиции, теории формообразования, пропорционирования и т.д., выработанные и отточенные человеческой цивилизацией за тысячелетия.

За ХХ век авангардное течение вычеркнуло академический подход в проектировании, мир перестал получать новые шедевры архитектуры и градостроительства мирового и исторического уровня. Сегодня не проектируются здания такой культурной и эстетической степени выразительности, как дворцы Санкт-Петербурга, ансамбль Московского Кремля, церкви Ватикана, палаццо Флоренции, замки Чехии, базилики Венеции и т.д.

Возвращение архитектуры в разряд искусств, а не строительства или концептуализма является необходимой мерой, если мы хотим создавать среду, наполненную духовными смыслами, историей, глубоким идейным контекстом - истинным искусством, пробуждающим в человеке вдохновение.

Для этого необходимо возродить академические традиции архитектурно - градостроительной науки, адаптировать их к современным реалиям и попытаться выстроить новые требования к вновь возводимым зданиям, где приоритет не будет отдаваться только функциональному назначению, но и художественной выразительности, по крайней мере, в не меньшей степени.

Именно эта задача поставлена перед Центром классической и традиционной архитектуры: реализовывая проекты в соответствии с поставленной целью, мы пополняем теоретическую и научную базу данных о современном академическом проектировании, в свою очередь за счет нее мы совершенствуем практическое проектирование, формируя общий результат в учебных пособиях и образовательных программах.

Уместным будет привести цитату известного теоретика архитектуры, академика Иконникова: «…образовавшийся разрыв между темпами материального прогресса и духовным развитием человека можно восполнить, только обращаясь к мощным пластам культуры прошлого, используя их для строительства будущего».

Практическая деятельность Центра классической и традиционной архитектуры распространяется на разные виды проектирования: градостроительное и архитектурное, возрождение, благоустройство и дизайн. 

Градостроительное проектирование

За последние десятилетия в научных исследованиях, ведущихся во всех архитектурных и градостроительных институтах мира, можно увидеть только инновационные подходы и ни одного, нацеленного на изучение и использование в современном проектировании уже сформировавшихся законов создания городской среды.

Это ведет к полному прерыванию преемственности развития градостроительной науки и потере огромного пласта знаний, накопившегося за последние две тысячи лет и служившего фундаментом создания всех общепризнанных градостроительных шедевров, таких как Санкт-Петербург, Москва, Рим, Венеция, Прага, Париж, Вена, Дрезден и т.д.

Изменив философию сегодняшнего чисто функционального подхода к формированию города, вернув эстетику среды, - мы можем вернуть метод градостроительного подхода в традиционное русло, что спасет градостроительство, как профессию, от неминуемой гибели, а обывателя от безликого города, которому свойственен бездушный расчёт экономических выгод и ничего больше.

На базе исторического градостроительного опыта мы определили неизменяемый во времени эстетический и символический «каркас» традиций градостроительства.

Современную методологию создания города необходимо вырабатывать, основываясь на синтезе традиционных принципов («каркаса») формирования среды и учета текущего состояния и прогнозируемых изменений технологических и потребительских требований. Тогда связь традиций и новаторства даст продукт, который можно будет назвать современным. Ведь современным может называться только то, что является для данного момента времени органичным следствием исторического процесса; а что-то абстрактно новое, не имеющее логической связи со всем прежде созданным, будет скорее чужеродным, чем современным.

Руководствуясь вышеизложенными принципами, мы занимаемся реконструкцией исторических центров городов в русле преемственного развития и возрождения их утраченного облика, созданием проектов новых городских территорий на базе традиционных методологий градостроительного мышления и проектирования.

В рамках градостроительного проектирования Центром классической и традиционной архитектуры разрабатываются следующие направления:

 

  • Реконструкция исторических центров городов;

Исторические города, претерпевшие в нашей стране бедственные разрушения и радикальные изменения – потеряли исторически сложившийся облик, который придает индивидуальность не только отдельному городу среди прочих, но и формирует выразительность и культурное богатство России.

Реконструкцией исторических центров мы можем вернуть уникальность русским городам, выразительность и духовную значимость их исторической среде. В рамках проектов данного направления предлагается восстанавливать утраченные архитектурные доминанты ансамблей, воссоздавать исторически сложившийся каркас города. Необходимо формировать современное комфортное благоустройство, подчеркивая геометрию и выразительность исторического центра, учитывая современные потребности доступности, информативности и комфорта.

Также проектами реконструкции исторических центров русских городов определяются решения по функциональному зонированию, системам пешеходных связей, созданию художественной подсветки всего ансамбля центра города и т.д., создаются отдельные проекты ключевых объектов реконструкции (воссоздание, реконструкция или новое строительство).

  • Воссоздание исторических ансамблей, их развитие и благоустройство;

Данное направление продиктовано историей России ХХ века, уничтожившей многие архитектурные ансамбли, без которых сегодня невозможно исчерпывающе понять и почувствовать отечественную культуру.

Возрождение утраченных полностью или частично ансамблей (кремлей, монастырей, усадебных и дворцовых комплексов и т.д.) должно стать одним из основных направлений возрождения культуры России в XXI веке.

Проекты восстановления ансамблей включают отдельные проекты воссоздания архитектуры комплекса, функционального зонирования в рамках возможности современного приспособления, предложения по логистике и инженерии, комплексное благоустройство территории, а также проект перспективного развития прилегающих территорий.

  • Современное градостроительное проектирование;

Центром классической и традиционной архитектуры разрабатываются современные градостроительные проекты, являющие собой синтез традиционного градостроительного искусства и новейших цифровых технологий, а также современных запросов комфортабельности, функциональности и логистики.

  • Развитие территорий;

Самым масштабным видом градостроительного проектирования является развитие территорий, и подразумевает проектирование кластеров, развития регионов или крупных городов, как территорий, входящих в один комплексный проект учитывающий решение проблем логистики, экономики, туризма, паломничества, реконструкции и благоустройства городов и парковых территорий, проектирование обеспечивающей инфраструктуры, информационную политику, пространственное развитие территорий и т.д.

Архитектурное проектирование

Принцип синтеза традиционной методики проектирования с современными компьютерными технологиями, функциональными требованиями, конструктивными возможностями новейших строительных материалов, - определяет подход к созданию архитектурных проектов Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ.

Методология проектирования, учитывающая традиционные и классические принципы композиции, теории формообразования, пропорционирования, выработанные за несколько тысячелетий существования человеческой цивилизации, к сожалению, не используется и, даже, намеренно игнорируются современными архитекторами.

Подобная тенденция лишила нас сегодня современной архитектуры, которую возможно было бы отнести к искусству.

Задача современного архитектурного проектирования, как мы ее видим, - создание среды, по эстетическим и духовным качествам не уступающей исторической, а по функциональности, технологичности и комфорту – являющую собой передовое достижение прогресса.

В рамках архитектурного проектирования Центром классической и традиционной архитектуры разрабатываются следующие направления:

  • Храмовое зодчество;

Проекты церковной архитектуры – одно из доминирующих направлений Центра классической и традиционный архитектуры МАРХИ, т.к. Русская Православная Церковь сегодня - один из сильнейших хранителей традиции, что распространяется и на архитектуру и, соответственно, на особенность архитектурного заказа. Центром разрабатываются и реализуются проекты храмов в России и за рубежом, проекты интерьера, иконостасов, фресок и мозаик, церковной утвари и т.д.

  • Гражданская архитектура;

Данное направление включает в себя проекты музеев, паломнических корпусов, фондохранилищ, гостиниц, жилых домов и т.д.

 

Возрождение

Данное направление проектирования является одним из основных, т.к. именно Россия всегда была одной из передовых держав в сфере архитектуры, однако за ХХ век мы утратили такое количество памятников архитектуры: церквей, дворцов, общественных зданий и целых ансамблей, что нынешнее поколение не имеет даже малейшей возможности представить былое достигнутое величие русской культуры.

Помимо необходимости воссоздания утраченного с целью восстановления исторической справедливости и достигнутой ранее культуры, нужно понимать, что, восстанавливая – мы приобретаем возможность понять собственную историю и традицию, что даёт возможность формировать будущее, в котором будет развиваться национальная культура.

В рамках данной работы ведется два генеральных направления:

  • Воссоздание;

Проекты по воссозданию предназначены для строительства утраченных объектов наследия русской культуры: усадеб, храмов, дворцов и т.д. Проекты воссоздания делятся на два типа:

    1. Храмовая архитектура

За ХХ век было уничтожено практически 30 000 храмов, что стало невосполнимой утратой для культуры России. Сегодня, когда есть возможности и ресурсы для восстановления – представляется реальным постепенное возрождение утраченных храмов, сонм которых поможет представить всю глубину и выразительность отечественной традиции.

В Центре каждый год создаются десятки проектов воссоздания храмов, которые, с помощью архивных и археологических изысканий и современных технологий, представляют собой достоверные копии утраченных святынь.

    2. Гражданская архитектура

Направление воссоздания шедевров утраченной гражданской архитектуры включает в себя проекты воссоздания дворцов, усадеб, мемориальных комплексов, доходных домов и т.д.

  • Реставрация;

Направление включает в себя проекты реставрации, ремонта, реконструкции и приспособления объектов культурного наследия, а также исторических объектов, представляющих художественную ценность и историко-культурную значимость.

Проекты реставрации делятся на два типа:

    1. Храмовая архитектура

На сегодняшний день в России существует около 10 000 храмов, которые находятся в руинированном или аварийном состоянии.

Спасение этих церквей и соборов - долг современного поколения перед отечественной историей и культурой.

    2. Гражданская архитектура

Направление реконструкции шедевров утраченной гражданской архитектуры включает в себя проекты дворцов, усадеб, мемориальных комплексов, доходных домов и т.д.

Благоустройство

Благоустройство – направление проектирования, сопутствующее любому архитектурному и градостроительному проекту. Оно призвано подчеркнуть выразительность городской или парковой среды, а также помочь ей стать комфортной, доступной и функциональной.

Проектирование благоустройства парковых и городских территорий также ведется в рамках традиционных градостроительных законов формирования среды, учитывая мировой и отечественный опыт создания лучших ландшафтных парков и градостроительных композиций.

В рамках проектирования благоустройства среды разрабатываются следующие направления:

  • Благоустройство исторической городской среды;

Проекты данного направления формируют и завершают облик среды исторических центров русских городов, делая ее не только доступной, комфортабельной и технологичной, но, главное, - подчеркивающей богатство и выразительность исторической архитектуры и общего градостроительного облика города.

  • Парковое благоустройство;

Проекты паркового благоустройства – один из частых видов проектных работ, которые выполняет Центр Классической и традиционной архитектуры, в опыт проектирования входят как мемориальные и монастырские парки, так и общественные ландшафтные зоны.

  • Благоустройство мемориальных ансамблей;

Проектирование мемориальных ансамблей – исключительный вид архитектурного творчества, который подразумевает единовременный проект архитектуры, скульптуры и благоустройства, выдержанный в едином стиле и в единой идее. Проекты комплексного благоустройства мемориальных ансамблей – одна из задач, которая не раз ставилась перед Центром классической и традиционной архитектуры.

Дизайн

Предметный дизайн – это область проектирования, которая сопутствует архитектурным проектам, проектам благоустройства и градостроительным концепциям, в которых присутствует благоустройство территорий.

В рамках предметного дизайна разрабатываются следующие направления:

  • Внутреннее церковное убранство

При проектировании храмов, необходимым элементом архитектуры интерьера храма являются предметы внутреннего убранства: иконостасы, аналои, паникадила, подсвечники, хоругви и т.д.

Для каждого проекта храма разрабатываются отдельные проекты всей церковной утвари, что является неотъемлемой составляющей индивидуального образа храма.

  • Малые архитектурные формы

Проекты малых архитектурных форм разрабатываются в рамках проектов благоустройства парковых и городских зон или проектов воссоздания архитектурных ансамблей, индивидуальное проектирование деталей является необходимостью для придания среде индивидуальных эстетических характеристик.

Научная деятельность

Научная деятельность Центра классической и традиционной архитектуры охватывает изучение теоретического наследия и исследование памятников архитектуры и градостроительства, как отечественных, так и зарубежных.

Помимо этого, научная деятельность ведется на основе собственного опыта, полученного при разработке реальных проектов.

Целью научной работы является применение достигнутых результатов в современной практике, создание методологий обучения студентов-архитекторов. А также создание фундаментальных теоретических изысканий, способствующих сохранению и восстановлению архитектурно-градостроительного наследия России, и возвращению архитектурно-градостроительной деятельности, помимо строительства, в область искусства.

Особенностью профессионального подхода Центра классической и традиционной архитектуры является то, что каждый практический проект пополняет базу научных данных, которая является основой для научно-исследовательских работ (НИР), совершенствования методик проектирования, разработок теорий применения традиционной теории архитектуры и градостроительства в современных реалиях в соединении с новейшими технологическими достижениями в области строительства и цифровизации.

Центр издает учебные книги, методические пособия для обучающихся и преподавателей, проводит лекции и семинары на базе Московского Архитектурного Института.

    1. Научно-исследовательские работы

В рамках практической деятельности, Центром классической и традиционной архитектуры разрабатываются научно-исследовательские работы (НИР), направленные на совершенствование технических и творческих процессов проектирования, как в области современных технологий, так и в академических направлениях.

    2. Образование

Образование – один из результатов научной деятельности Центра. Разработанные теории и методики, прошедшие апробацию на реальных проектах, - подготавливаются к преподаванию в рамках курсов лекций, семинаров и изданию учебников, пособий и т.д.

    3. Изучение наследия

Изучение наследия – один из фундаментов деятельности Центра классической и традиционной архитектуры. Изучение архитектурно-градостроительного наследия ведется в двух направлениях:

  • Исследование теоретического наследия;

  • Исследование памятников архитектуры и градостроительства

    4. Современные технологии

Изучение современных технологий – один из важнейших факторов, за счет которого традиционные принципы архитектурно-градостроительного проектирования могут быть реально применимы в современной практике.

Максимальное использование новейших технологий в области проектирования, строительства, презентации позволяют создавать современные произведения на базе традиционных архитектурно-градостроительных методов. Таким образом результат творения получается связанным с историей физически, в отличие от концептуальной архитектуры нашего времени, полностью пренебрегшей принципами преемственности и эволюции творчества, основанной на отрицании прошлого.

В практическом проектировании и научной деятельности нашими специалистами применяются новейшие достижения в области цифрового моделирования, прогнозирования и обработки баз данных, виртуальной и дополненной реальности, визуализации и презентации. Таким образом, разрабатываются рациональные и доступные комплексные методы и частные приемы компьютерного проектирования традиционной архитектуры.

    5. Издания и публикации

Результаты научно-исследовательских работ Центра представлены в различных изданиях (книгах, учебниках, пособиях и т.д.) и научных статьях, которые хранятся на сайте Центра или в библиотеке МАРХИ.

Мультимедиа

Каждый проект Центра сопровождает мультимедийная продукция, основанная на современных достижениях цифровизации.

Проекты представляются в видео- и фото-визуализациях, виртуальной и дополненной интерактивной реальности, фильмах, выставках и т.д.

    1. Медиа-проекты

Помимо медийного представления научной и проектной деятельности, Центром классической и традиционной архитектуры разрабатываются проекты, целью которых является непосредственно медийная популяризация объекта исследования.

    2. Документальные фильмы

Деятельность Центра не раз была в фокусе внимания СМИ, а также неоднократно совпадала с популярными темами, освящаемыми прессой, Интернетом и телевидением. Таким образом, Центр классической и традиционной архитектуры не раз учувствовал в создании документальных фильмов об архитектуре и истории. Помимо этого, Центром создаются собственные фильмы.

    3. Выставки

Основываясь на новейших мультимедийных возможностях, Центром фиксируются в виртуальном пространстве или создаются выставки об архитектуре, истории и искусстве.

    4. VR

Технологии создания виртуальной реальности позволяют визуализировать проектные предложения любого проекта с эффектом максимальной погруженности.

В Центре классической и традиционной архитектуры МАРХИ настоящая технология применяется при презентации любого из проектов.

    5. Панорамные туры

Виртуальные туры представляют собой более сложную и многомерную версию статичных сферических визуализаций, т.е. систему панорамных визуализаций объединенных в тур таким образом, что зритель имеет возможность передвигаться по виртуальному пространству проекта, само пространство наполняется инфорграфикой, которая несет в себе историческую и проектную информацию.

Этот вид визуализации проекта применим в наибольшей степени при формировании градостроительной среды или пространств больших и сложных интерьеров, таких как соборы, музеи или храмовые комплексы.

Мастерские

В Центре классической и традиционной архитектуре создан ряд мастерских, без которых было бы невозможным создание или презентация проектов на том уровне, который позволил бы наиболее полно представить проектное предложение.

В наших мастерских изготавливаются издания, посвященные проектам или научным работам, макеты, создаются эскизы памятников или монументальной живописи. Все мастерские оборудованы самым современным оборудованием и позволяют обеспечить полный цикл производства.

Мастерские позволяют создать все измерения проекта единовременно: от градостроительного и объемно-пространственного решения, до предметов интерьера и монументальной живописи, что обеспечивает целостность проектного предложения во всех измерениях.

    1. Макетная мастерская

Макетная мастерская оснащена современным оборудованием: принтеры трехмерной печати разных типов, фрезы, машины для обработки и т.д. Помимо этого при изготовлении применяется и ручная работа, позволяя достичь наиболее точного и выразительного результата.

    2. Типография

Типография Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ оборудована таким образом, что позволяет выпускать любой вид печатной продукции, от книг, календарей и буклетов до рабочей документации.

    3. Скульптура

При проектировании архитектуры, включающей скульптуру, или градостроительных концепций с монументами в структуре композиции, - проекты сопровождаются изготовлением скульптур, которые производятся, как на трехмерных принтерах, так и отливаются из металла.

    4. Монументальная живопись и мозаики

Как правило, эскизы монументальной живописи изготавливаются в проектах православных храмов, в интерьере и экстерьере которых всегда присутствуют фрески или мозаики.

Выполняя эскизы будущих художественных произведений единовременно с архитектурными решениями, можно добиться наиболее выразительного и целостного результата.

 

Популяризация

Одним из направлений творчества Центра традиционной и классической архитектуры является популяризация исторической архитектуры, как высокого мирового искусства.

Сегодня архитектура не так популярна, как многие другие виды искусства, такие как музыка или живопись. Изучение, а потом популяризация мировых и отечественных шедевров архитектуры и градостроительства является необходимым условием для более тщательного знакомства с мировой историей, национальными традициями и общей культурой нашей цивилизации.

bottom of page